Развитие детской психологии. кризисы, проблемы и методы детской психологии

кризисы психологического развития ребенка и анализ их современной психологии

Развитие детской психологии. кризисы, проблемы и методы детской психологии

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3 Глава 1. Теоретическое изучение психологических кризисов ребенка7 1.1. Возрастные кризисы человека7 1.2.Детство8 1.2.1.Кризис новорожденности8 1.2.2. Младенчество9 1.2.3.Раннее детство10 1.2.4.

Кризис трех лет12 1.2.5.Дошкольный возраст14 1.2.6. Кризис семи лет. Готовность к школе.16 1.3.Школьный возраст17 1.3.1. Младший школьный возраст.17 1.3.2. Подростковый период.19 1.3.3.

Кризис подросткового возраста25 Заключение28 Список использованной литературы31

Введение

Процесс психологического развития ребенка осуществляется неравномерно. На разных этапах изменения в детской психике проходят медленно и постепенно, и наоборот – быстро и резко. Соответственно выделяются стабильные и кризисные стадии развития.

Кризис в жизни это обстановка, когда человек имея огромный опыт прошлых лет, не может реализовать свои мечты в силу возникновения препятствий, одолеть которые он не может. Человек привыкает к определенным формам в своей жизни и деятельности.

Наравне с негативным, отрицательным проявлениям, кризис как ничто другое отделяется от человека, остается то, что у него внутри, что в нем укоренилось и сильно сидит, а что сразу разрушается, как только исчезнут внешние признаки. Все внешнее выходит наружу в процессе кризиса, и человек начинает осмысливать его наружность.

Если же он еще и отказался от этой внешних изменений, то происходит очищение сознания, глубинные осознание правдивых ценностей, духовного становления. Следственно психологический кризис – это физические и душевные мучения, с одной стороны, и перестройка, становление и личности – с иной.

Таким образом, источники кризисов психических становлений лежат не в раздорах человека с внешними системами отношений, с обусловленными внутренними раздорами реальных и идеальных формах. Именно эти отношения и провоцируют сначала раздор, после этого попытки его разрешения, а после и переход в новые системы сотрудничества, т. е. переходы к новым ведущим действиям.

[6] Что такое детский возраст, период? Существуют ли объективные признаки, критерии этих периодов? Некоторые авторы рассматривают этот процесс в координатах времени, деля время на промежутки, не выделяя стадии. Проблема периодизации детства давно привлекала внимание психологов. Существует много классификаций периодов психологического развития ребенка.

Определенный возраст в жизни ребенка, или соответствующий период его развития,— это относительно замкнутый период, значение которого определяется, прежде всего, его местом и функциональным значением на общей кривой детского развития.

Каждый возраст, или период, характеризуется следующими показателями: 1) определенной социальной ситуацией развития или той конкретной формой отношений, в которые вступает ребенок с взрослыми в данный период; 2) основным или ведущим типом деятельности (существует несколько различных типов деятельности, которые характеризуют определенные периоды детского развития); 3) основными психическими новообразованиями (в каждом периоде они существуют от отдельных психических процессов до свойств личности). Перечисленные показатели находятся в сложных отношениях. Так, возникшие в данный период новообразования меняют социальную ситуацию детского развития: ребенок начинает требовать другой системы отношений с взрослыми, по-иному смотрит на мир и сам с помощью взрослых меняет систему отношений с ними. Иными словами, возникнув в определенной социальной ситуации, новообразования вступают с ней в противоречие и закономерно ее разрушают. [13] Однако, главные периоды психического развития ребенка индивидуальны, они условно воссоединяются с трудовой деятельностью, укладываясь в рамки периодизации, поэтому рассматривают несколько основных периодов психического развития, что приводит к понятию возрастного кризиса ребенка. Основные периоды возрастного кризиса ребенка: 1. Детство, включая младенчество – (0- 7 года) 2. Школьный возраст – (7 – 16 лет) 3. Юность – (16 -20 лет) Аналогичную классификацию предложил в свое время В. Штерн (1922) по симптому развития речи. Однако можно ли по какому-либо одному симптому судить о развитии? К тому же все эти классификации не вскрывают, что же лежит за некоторой симптоматикой периодов детства. В кризисный период возникают обостренные неблагоприятные особенности, что является благоприятным признаком становления личности. Мыслитель, Гиппократ, отмечал, что жизнь человека имеет переходные периоды, где происходят физиологические кризисные изменения, которые способствуют развитию физических и психических проблем. По мнению Д.Б. Эльконина, игровая деятельность, в которой ребенок эмоционально, а затем интеллектуально, постигает систему человеческих отношений. Игра – это форма действительности, путем которой происходит воспроизведения, моделирования. В исследованиях Д.Б. Эльконина, игра проявляется на определенных этапах развития, когда ребенок не может самостоятельно принимать участие в общественном труде, где возникают незаполненные промежутки времени, чтобы подождать, когда ребенок подрастет. Сначала был выявлен период полового созревания, затем кризис трехлетнего возраста. Следующим был обнаружен кризис семи лет, связанный с переходом к школьному обучению, и последним — кризис одного года. Наконец, начали считать критическим периодом и факт рождения. Общий признак критического периода — нарастание трудностей общения взрослого с ребенком, которые являются симптомом того, что ребенок нуждается уже в новых отношениях с ним. Вместе с тем протекание таких периодов чрезвычайно индивидуально – вариативно.[1] В настоящее время можно представить следующую периодизацию детства: кризис новорожденности, младенчество (первый год жизни), кризис первого года, раннее детство, кризис трех лет, дошкольное детство, кризис семи лет, младший школьный возраст, кризис 11—12 лет, подростковое детство. Объект исследования – изучение особенностей ребенка. Предмет – особенности влияния кризисных периодов на психологическое развитие ребенка. Гипотеза: в периоде развития ребенка психологические кризисы будут иметь свои особенности. Цель: изучение кризисов психологического развития ребенка, а также их анализ в современной психологии. Задачи: 1. Анализ психологической литературы по проблеме изучения кризисов психологического развития ребенка. 2. Изучение возрастных кризисов ребенка, а также их особенностей. 3. Рассмотреть роль и место кризисов психологического развития ребенка. 4. Причины возникновения кризисов психологического развития ребенка. ?

Заключение

Проанализировав, большое количество психологической литературы нами было выявлено. В некоторых возрастах развитие характеризуется медленным, эволюционным или лирическим течением. Преимущество этих возрастов в том, что постепенно изменяется личность ребенка почти незаметно для него самого.

На протяжении сравнительно длительного срока, который характеризуется несколькими годами, не происходило никаких фундаментальных изменений, которые могли бы перестроить личность ребенка. Тем не менее, личность ребенка изменяется в процессе длительного времени, становясь доступной к исследованию лишь, как уособление процессов развития.

Изменения в развитии личности происходят в результате микроскопических изменений ребенка, следствием которых является появление новых возрастных образований. Эти возраста занимают, большую часть детства, отсюда происходят внутренние развитие ребенка, которое при сравнении возрастов изменения выражаются огромными переменами в личности.

В период формирования личности возникают новые типы развития – возрастные кризисы. Они были открыты спонтанным путем и не приведены еще в систему, не включены в общую периодизацию детского развития. Многие авторы подвергают даже сомнению внутреннюю необходимость их существования.

Они склонны принимать их скорее за «болезни» развития, за его уклонение от нормального пути, чем за внутренние необходимые периоды всякого детского развития. Почти никто из буржуазных исследователей не мог теоретически осознать их действительного значения. Попытка их систематизации и теоретического истолкования, их включения в общую схему детского развития, предпринятая Л.С.

Выготским, должна рассматриваться, поэтому как едва ли не первая попытка этого рода. Никто из исследователей не может отрицать самого факта существования этих своеобразных периодов в детском развитии, и даже наиболее не диалектически настроенные авторы признают необходимость допустить хотя бы в виде гипотезы наличие кризисов в развитии ребенка, даже в самом раннем детстве (Штерн).

Возрастной кризис – это особенный период перемен социальных ситуаций развития ребенка: новшества предыдущего периода изменяет былую систему развития, и способствует к образованию новой системы. Также мы изучили особенности кризисных периодов.

Для кризисных периодов возрастного развития характерны следующие особенности: • Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятных обстоятельствах растягиваются до года и даже, до двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходит значительное изменение в развитии ребенка, после чего происходят резкие изменения.

• Граница, отделяющая начало и конец кризиса от смежных периодов. Возникновение кризиса происходит незаметно, невозможно определить моменты его наступления и окончания. Резкое обострение наблюдается в середине кризиса. • В детей кризисные периоды проходят по-разному. Поведение одного становится труднопереносимым, а второй почти не изменяется. Л.С.

Выготский ввел термин «возрастные кризисы», который определял личностное изменение человека. Изменения происходили при смене периодов, которые толковались, как критерии возрастной периодизации, характерные для конкретного этапа развития. Возрастной кризис за Выготским Л.С.

, обусловлен возникновением новообразований предыдущего периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации и развития другой, подобной психологическому облику человека. м возрастного кризиса, есть психологическая смена социальных ситуаций.

Однако, главные периоды психического развития ребенка индивидуальны, они условно воссоединяются с трудовой деятельностью, укладываясь в рамки периодизации, поэтому рассматривают несколько основных периодов психического развития, что приводит к понятию возрастного кризиса ребенка. По Леонтьеву кризис – свидетельство не совершившегося своевременно перехода.

В работах 40-70х годов ХХ века кризис трактовался как неблагоприятный синдром (трудновоспитуемость) возрастного перехода. Причиной такого поведения является возникшее у ребенка стремление к новому социальному положению. Психологическая трактовка кризиса свелась к педагогической коррекции.

Преодоление трудновоспитуемости достигается при адекватном педагогическом ведении возрастного перехода. Позиция Д.Б. Эльконина: кризис – норма онтогенеза, условие кризиса – расхождение между операциональной и потребностной сторонами деятельности ребенка.

Причина кризисов – возникновение противоречий между новыми потребностями ребенка и прежними условиями их удовлетворения, которые его не устраивают. Центральное новообразование каждого возрастного периода содержит побудительную силу для дальнейшего развития и становится базой для формирования личности в следующем возрастном периоде.

В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны, между возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, с другой – между новыми потребностями ребенка и сложившимися ранее отношениями с взрослыми. Сейчас эти и некоторые другие противоречия часто рассматриваются как движущие силы психического развития. Именно в кризисные периоды развития ребенок переходит на качественно новый этап своего развития Возрастные кризисы подробно описаны в работах Выготского. Кризисные и стабильные периоды развития чередуются. Поэтому возрастная периодизация Выготского имеет следующий вид: кризис новорожденности – младенческий возраст (2 месяца – 1 год) – кризис 1 года – раннее детство (1-3 года) – кризис 3 лет – дошкольный возраст (3-7 лет) – кризис 7 лет – школьный возраст (7-13 лет) – кризис 13 лет – пубертатный возраст (13-17 лет) – кризис 17 лет. Возрастной кризис – это особый период преобразования социальной ситуации развития: новообразование предшествующего периода разрушает старую ситуацию развития и провоцирует образование новой. [9]

Список литературы

1. Баканова А.А. Личностный кризис // Кораблина Е.П., Акиндинова И.А., Баканова А.А., Родина А.М. Искусство исцеления души: Этюды о психологической помощи: Пособие для практических психологов. /Под ред. Е.П. Кораблиной. СПб., Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. С. 167-181. 2. Гроф С., Гроф К. Духовный кризис: понимание эволюционного кризиса. // Духовный кризис: Статьи и исследования. М.

: МТМ, 1995. 3. Елагина М.Е. Кризис 7 лет и подход к его изучению // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1989. № 1. C. 37–42. 4. Кле М. Психология подростка. М.: Педагогика, 1991. 5. Малкина – Пых И.Г. Кризисы пожилого возраста. М.: ЭКСМО, 2005. 6. Перри Дж.У. Духовный кризис и обновление // Психология возрастных кризисов: Хрестоматия. /Сост. К.В. Сельченок. Мн.

: Харвест, М.: АСТ, 2001. 7. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития. // Вопросы психологии, 1996. № 5. С. 38–50. 8. Тибетская книга мертвых. М.: Двойная звезда, 1995. 9. Эльконин Д.Б. Выдержки из научных дневников // Избр. психол. тр. – М.: 1989. С. 480-520. 10. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. 11.

Худоян С.С. Критические возрасты развития личности. Ереван, Зангак-97, 2004, 248 с. (на арм. языке). 12. Худоян С. С. Переходные и критические возрасты в жизни человека. // Наука и техника, 1999. № 1–3. С. 38–43. (на арм. языке). 13. .Обухова Л.Ф «Возрастная психология» 2001 14. . Эриксон Э «Идентичность. Юность и кризис» 1996 15. .Абрамова Г.С «Возрастная психология» 2003 16. Мухина В.С.

«Возрастная психология» 2000 17. Рогов Е.И. «Общая психология» 1997 18. . Поливанова К.Н «Психология возрастных кризисов: учебное пособие для студентов педагогических вузов» 2000 19. Эльконин Д.Б. «Избранные психологические труды» 1989 20. Холлис Д. «Перевал в середине пути: кризис среднего возраста»2002 21. . Крайг, Г Д.Бокум. «Психология развития» 2004 22. Л.С.

Выготский Собрание сочинений 1981-1984

Источник: https://www.work5.ru/gotovye-raboty/101496

Кризис 7 лет у ребенка возрастная психология: как происходит изменение психики

Развитие детской психологии. кризисы, проблемы и методы детской психологии

Кризис 7 лет у ребенка возрастная психология объясняет просто — в связи с нежеланием подчиняться дисциплине и необходимостью принять правила поведения в обществе, у ребенка могут начаться проблемы с успеваемостью и уже упомянутый кризис.

В 7-8 лет дети готовятся к новому этапу жизни. Он начнется, как только они пойдут в школу и перейдут ее порог. Но сложности в эмоциональном плане могут оказывать различное воздействие на личность ребенка.

Поэтому важно, чтобы родители действовали правильно и вовремя помогали ему.

В этот момент для него характерны изменения отношений с членами всей семьи и сверстникам, которые также, в той или иной мере подвергаются воздействию кризиса.

Проявления кризиса

Внимательно наблюдая за поведением ребенка, родителям будет несложно выявить определенные изменения в его характере.

В этот период у ребенка может наблюдаться:

  • паясничанье и клоунада;
  • постоянное передразнивание взрослых;
  • нелепое поведение;
  • вертлявость;
  • упрямство;
  • непереносимость критики;
  • копирование авторитетов (часто авторитетами становятся другие дети, обычно обладающие не самым примерным поведением);
  • желание казаться взрослее посредством отказа от детских игр.

Стоит отметить, что отмеченный возрастной психологией кризис 7 лет у ребенка у каждого дошкольника может проявляться в различных вариантах. Поэтому для его определения достаточно совпадения только части симптомов.

Характер и поведение ребенка, в период кризиса, становятся нарочитыми и шутовскими.

Это свойственно некоторым людям, однако если их действия могут казаться смешными и от этого правильными, то в случае с детьми напротив, окружающие будут чувствовать лишь недовольство.

Также стоит выделить несколько эмоциональных характеристик:

  • утомляемость;
  • раздражительность;
  • вспыльчивость;
  • рассеянность;
  • агрессивность, либо замкнутость.

Во время кризисного периода дети могут начать кляузничать на сверстников, чтобы «подняться» в глазах взрослых.

В результате кризиса 7 лет возрастная психология у ребенка отмечает очень быстрое развитие личности. Изначальная дисгармония ребенка и окружающей среды, вскоре перетекает на следующий этап, приводящий к стабилизации состояния и созданию новой структуры личности, с которой функционирование в социуме становится возможным.

Кризис 7 лет у ребенка возрастная психология: советы родителям

При наступлении у ребенка кризисного периода, первое, что надо сделать родителям — перестать паниковать. Вскоре он будет самостоятельно действовать в любой жизненной ситуации.

Это нормальный, естественный процесс, который при должном контроле пройдет совершенно безболезненно.

Но стоит учитывать, что при неправильном подходе кризис способен затянуться и привести к формированию негативных черт характера.

В результате кризиса ребенок приобретает собственное мнение и позицию, учится показывать свое отношения к различным событиям. Произойдет конструирование нового «Я» для продолжения работы с воображением и большего выбора действий при необходимости.

Итак, вот что следует предпринять родителям для наиболее безболезненного преодоления кризиса:

  1. Проявлять внимательность, продолжать также любить ребенка, но без сильной «привязки» его к себе. Необходимо позволить ему заиметь собственных друзей и круг общения. В некоторых случаях может потребоваться поддержка и ободрение. Главное — всегда иметь доброжелательные отношения в семье и поощрять общение ребенка со сверстниками.
  2. Дать больше свободы. Одна из главных причин кризиса — несоответствие родительских требований к возможностям и желаниям самого ребенка. Из-за этого стоит поразмыслить над некоторыми запретами — а они точно обоснованы? Ребенку необходима свобода и самостоятельность, поэтому надо постараться дать ему это.
  3. Изменить отношение к ребенку. Нужно начать учитывать его мнение. Он перестал быть малышом, поэтому родители должны понимать его.
  4. Сменить тон общения. Назидательный и приказной тон в этот период полностью теряют актуальность. Вместо того чтобы заставлять, необходимо стараться рассуждать и убеждать.
  5. Дать отношениям передышку, если они перешли в стадию «войны». Когда скандалы становятся бесконечными, лучшим вариантом решения проблемы станет отправление ребенка к родственникам на несколько дней. Это позволит остыть обеим сторонам. Разумеется, после возвращения ребенка родители должны проявлять самоконтроль и стараться больше не выходить из себя.

Не стоит забывать и о создании возможностей для интеллектуального развития. Познавательные книги, игры, беседы, чтение сказок и стихов значительно помогут, особенно если психологически подготовить ребенка к школе, рассказав ему о том, что может ожидать там.

В чем особенность кризиса 7 лет у ребенка — видео

Источник: https://mind-control.ru/krizis-7-let-u-rebenka-vozrastnaya-psikhologiya/

Кризисы детского развития: как пережить и что делать?

Развитие детской психологии. кризисы, проблемы и методы детской психологии

Психическое развитие дошкольника происходит неравномерно, скачкообразно. Между скачками в детской психике возникает момент, который называется кризис. В чем он проявляется?

Хотя в нашем постсоветском пространстве слово «кризис» окрашено в негативные тона, кризис психического развития не должен ассоциироваться с чем-то тотально плохим. В данной ситуации он носит абсолютно другой характер – это не кризис болезни, после которой идет выздоровление, этот кризис носит свой первоначальный смысл – перестройка, глобальное качественное изменение.

Что характеризует поведение ребенка в предкритическое время или в само критическое? Ребенок начинает вести себя непрогнозируемо с точки зрения родителей: был более-менее спокойный, послушный, управляемый, было понятно, как справляться с его особенностями, как с ним договариваться, как его поощрять.

И в какой-то момент резко (люди могут подумать, что с ребенком произошла психическая травма), в одночасье все способы воспитания или их большая часть перестают работать: поощрение и наказание не действуют; то, на что ребенок раньше реагировал, не работает. Поведение сменилось на непонятное.

 Именно это делает ситуацию довольно тяжелой.

Примета кризиса – прекращение воздействия проверенных воспитательных мер. Вторая примета – увеличение скандалов, ссор, эмоциональных вспышек, если ребенок экстраверт, или усиление погруженных, сложных состояний, если ребенок интроверт. В основном дети-дошкольники ведут себя как экстраверты.

Какие существуют кризисы детского психического развития

Наиболее известные:

– Первый кризис активно выделяют только у нас в России, его не выделяют в зарубежной психологии. Это кризис года, вернее, того времени, когда ребенок начал ходить и это на него очень сильно повлияло – он перестал быть младенцем, перестал быть послушным.

– Следующий кризис раньше называли кризисом трех лет или «Я сам». Теперь кризиса трех лет не существует. За последние пятьдесят лет он помолодел на год. Кризис «Я сам» – это теперь кризис 2 – 2,5 лет, когда дети начинают говорить, незрело отвергать помощь взрослых, не понимая, зачем она нужна.

Чем старше ребенок, тем более «плавающий» момент наступления кризиса.

– В 5,5 лет наступает один из микрокризисов развития, связанный с дозреванием основных структур коры головного мозга, которые контролирует эмоции. Это кризис перехода в старший дошкольный возраст.

С этого момента от ребенка можно требовать большего контроля за своим эмоциональным поведением. В этом возрасте начинаются процессы с осознанием пола, выстраиванием сценария вперед, происходит скачковое усложнение внутреннего мира, возникает максимальное количество страхов. Ребенок делает серьезные обобщения о мире, жизни, сильно расширяется поле действия его фантазий.

– Следующий кризис – 7 лет. Это кризис социального происхождения, это период начала обучения в школе. Если ребенок пошел в школу в 6 лет, то у него будет кризис в 6 лет.

Это тот момент, когда ребенок перестает ориентироваться только на нормы семьи.

Суть семилетнего кризиса – перестройка доминирующего авторитета, появление авторитета школьного учителя и связанной с этим социальной позиции.

— Следующий кризис – подростковый. Раньше было принято считать, что в подростковом возрасте все приключения заканчиваются, но, на самом деле, они только начинаются, потому что кризис сопровождает человека до самой старости.

Самая интересная ситуация случается, когда в семье совпадает два и больше кризиса. Например, когда один ребенок в кризисе трех лет, другой – в подростковом кризисе, а папа – в кризисе средних лет.

И у бабушки возрастная депрессия, связанная с кризисом старения.

Если у ребенка критический период длится от шести недель до трех месяцев, то у взрослых это могут быть месяцы и годы, хотя проявления кризиса у ребенка гораздо более яркие. Вы можете несколько месяцев только догадываться, что ваш спутник жизни находится в кризисной ситуации, а у ребенка вы увидите сразу на следующий день, что в нем что-то поменялось.

Что делать в период кризиса?

Не все можно разрешить ребенку в кризисный период. Нужно разрешить то, что нельзя запретить.

Как всякое сложное поведение, родители кризисные проявления ребенка часто пытаются просто подавить, сделать так, чтобы ребенок по-прежнему слушался, не кричал, был подчиняем.

Можно подавить проявления, но это то же самое, что давать сосудосуживающие препараты, когда у ребенка насморк.

Когда ребенок попал в кризис, у него задача перестроить свои отношения с родителями и выйти на некоторую новую орбиту самостоятельности.

Если мы просто подавляем эти негативные поведенческие проявления танковыми войсками (а у родителей обычно есть силы, чтобы подавить поведение ребенка) мы не даем ребенку решить эту задачу – обретение самостоятельности.

Ребенку не надо предоставлять всю самостоятельность, которую он просит, но нужно договориться с ним о том, в каких областях самостоятельность ему будет предоставлена больше, а в каких он не может ее проявлять. Не удовлетворять все требования, а договориться. Понять, что с ним происходит, что он хочет.

В полтора года все дети обычно хотят наливать себе в чашку сок из пакета. А мы прекрасно знаем, чем заканчивается наливание сока в чашку… Ребенок не знает, его задача приобрести этот опыт.

Для нас этот опыт может быть травматичным: может быть, это последний сок, или мы не выносим грязи на кухне, или нам в детстве не разрешали никогда ничего наливать, эта модель на нас влияет, и нам сложно разрешить такое поведение.

Но пока ребенок не приобретет такого вида опыт, он не отступит.

Поведение ребенка в кризисе отличается очень большой настойчивостью и настырностью, он будет бесконечно требовать удовлетворить эти свои требования. Не все можно разрешить, но разрешить все возможное для того, чтоб ребенок приобрел опыт, нужно. Это одна из базовых рекомендаций для поведения с ребенком в кризисе.

Незыблемыми остаются требования режима. Это то, что дети не решают никогда. Ответственность за режим мы передаем только подростку в 14-15 лет, а не в 12. И никогда ребенок не решает, как вести себя родителям.

Есть российская проблема – папы-трудоголики с ненормированным рабочим днем. Режим ребенка смещен, а дети, которые ходят на занятия, очень страдают, потому что либо не лягут вовремя спать, но увидят папу, либо лягут, но папу не увидят.

Нужно разрешить то, что нельзя запретить. Но разрешать не каждый раз, когда вас упрашивают. Как в «Маленьком принце», когда король издал законы: «Повелеваю тебе чихать. Повелеваю не чихать».

Иногда приходится что-то узаконить, какое-нибудь требование ребенка, нужно издать соответствующий закон, договорившись с папой, чтобы решающая воля исходила от родителей.

Может быть, требование ребенка справедливо.

Часто несколько минут общения с папой являются очень большой ценностью.

Но сначала должен быть заключен договор между взрослыми, потом спущен к детям и объяснены обязательства по договору: если ты дожидаешься папу, то ты потом не скандалишь, когда тебя поднимают с утра.

Общение с папой, особенно для мальчиков в определенный период времени, является сверхценностью. Но режим сдвигает не ребенок.

Есть одна важная составляющая режима дошкольника – дневной сон. Считается, что до 4-4, 5 лет сон необходим. После 5-5,5 лет многим детям уже спать не нужно. Если они спят, то потом не засыпают вечером. Общее правило – сохранять сон дневной нужно насколько возможно дольше. Но семья – это государство со своими законами.

Есть небольшое количество семей, где дети не спят днем, и это нормально для них, но таких семей только 0,1 процента. В основном всем лучше бы спать. Дети, которые не спят, все равно нуждаются в дневном отдыхе, передышке – как дошкольники, так и некоторые первоклассники и второклассники.

Нужна пауза, перебивка темпа и количества впечатлений.

И еще: родители обязаны следить за безопасностью ребенка. Техника безопасности должна быть развернута максимально в каждом случае. Есть у ребенка появилось желание положить котлету на раскаленную сковородку, надо прежде объяснить, что такое «горячо»: «Попробуй пальцем чашку, а там гораздо горячее. Когда горячо, это больно».

Когда ребенок экспериментирует с неодушевленными предметами, тут только одна сторона может пострадать – сам ребенок (мы сейчас не говорим о материальном ущербе). Сложнее ситуация, когда кто-то еще может пострадать. Такую ситуацию нужно лучше страховать. От экспериментов вашего ребенка живая природа не должна страдать.

Все эксперименты для того и нужны, чтобы детям научиться просчитывать последствия. Родители за них должны знать последствия и должны хорошо уметь детей подстраховать. Потому что многие эксперименты с природой связаны потом с большим чувством вины. Нужно предупреждать заранее доступными способами, чтобы ребенок вас понял.

Раздраженный воспитатель не воспитывает,  раздражает

Объяснение должно быть доступным — по возрасту, спокойным и сказанным в такое время, когда ребенок слышит.

Ребенок раздраженную речь слышит «не тем местом». Ребенок слышит только тон. Первым делом он считывает информацию, что мама сейчас злая. Бывает, что интонация полностью блокирует содержание. Бывает, что блокирует не на 100 процентов. Слышит что-то, но не то, что вы хотите сказать. Очень много сил он тратит на то, чтобы справится с эмоциональной окраской этой речи.

Иногда нужны жесткие меры (например, если машинку в голову брату кинул), надо говорить, если ты еще раз это кинешь, то она уйдет на шкаф. Можно забрать игрушку. Можно разработать семейное правило, как поступать, если ребенок ведет себя таким образом.

Если вы просто будете объяснять, то не значит, что объяснение сработает именно сейчас. Может, сработает пятое объяснение, может, сто двадцать пятое, может, ваш сын или дочка просто перерастут желание бросать.

Если объяснение в спокойной обстановке не приносит результата, нужно подумать, почему не работает такой правильный метод. К примеру, бросание и игра с палкой – одна из базовых потребностей мальчиков.

Тогда ему нужно дать игрушки, которые можно швырять. Может быть, он не может словами выражать какие-то эмоции, поэтому швыряется. Его нужно пытаться научить объясняться словами, а не бросками.

В любом случае, нужно разработать правила, которые обезопасят остальных от швыряния.

Раздраженный тон будет действовать в каком-то случае, но действовать будет именно раздражение, а не то, что вы хотите сказать. Если вы шлепаете ребенка и сильно на него кричите, то объяснения работать не будут. Потому что действует самая сильная эмоциональная мера.

Почему у родителей, которые кричат и бьют детей, дети хуже слышат? Потому что пока родитель не ударит и не закричит, он не отреагирует. Работает только самая сильная мера из используемых.

Критический период сложно преодолевается с нянями и бабушками. Родители, если не усталые, не истощенные, они готовы предоставлять ребенку большую самостоятельность, если они сообразили в чем дело, чего ребенок добивается, а няни и бабушки очень боятся ее предоставить. Няням и бабушкам нужно дать разрешение на взросление и подтолкнуть к этому. Если это няня, нужны должностные инструкции.

В кризисный период перестают работать воспитательные меры, которые работали прежде. Идея не в том, чтобы усиливать их, а в том, чтобы попытаться понять, что ребенок хочет, требует. Не с тем, чтобы целиком согласится на требования, а с тем, чтобы издать указ, который узаконил бы часть этих требований, увеличив дозу самостоятельности ребенка.

Внутренний смысл кризиса ребенка – повзрослеть. Взросление происходит не мягким, а резким способом. Взросление связано с самостоятельностью. Изначально мы вынашиваем малыша внутри живота, потом мы рожаем. Дальше ребенок начинает ползать, ходить, говорить. Он все больше делается от нас независимым. Давайте встречать это как данность и… с радостью!

Источник: https://www.pravmir.ru/krizisy-psixicheskogo-razvitiya-rebenka-doshkolnika/

Детская психология — не всё, но многое о ней

Развитие детской психологии. кризисы, проблемы и методы детской психологии

Детская психология-это отрасль возрастной психологии, которая изучает, грубо говоря, душу ребенка. Хотя почему грубо? В буквальном переводе именно так звучит: «изучает душу ребенка». Как он развивается психически, насколько закономерно его развитие.

Почему так важна детская психология для родителей? Потому что основы характера закладываются у малыша в раннем возрасте, примерно в 3-6 лет. В раннем возрасте малыш еще не понимает многих вещей.

Поэтому главная задача родителей – наладить отношения со своим сыном или дочерью.

Методы детской психологии

Наблюдение – среди особенностей метода можно назвать:

  • Связь наблюдателя и того, за кем идет процесс наблюдения.
  • Наблюдение окрашено эмоционально.
  • Сложность (иногда — даже невозможность) провести наблюдения еще раз.

Беседа — очень распространенный в детской психологии эмпирический метод. В педагогике беседа ставит своей целью проникнуть во внутренний мир ребенка. Этот Он считается ненадежным.

Интервью – его ещё называют целенаправленным опросом. Интервьюер не должен превращать интервью в обычную болтовню.

Анкетирование. Это когда испытуемый отвечает на вопросы, подготовленные заранее. Анкеты бывают:

  • Открытые, в них нужно самому конструировать ответы.
  • Закрытые, где дитя выбирает один из вариантов ответа.
  • Именные, в которых известна фамилия испытуемого.
  • Анонимные, — те, в которых не указывается имя и фамилия.

Тестирование – от других методов отличается по следующим причинам:

  1. Максимально точные результаты.
  2. Этот метод достаточно простой и доступный.
  3. Его можно автоматизировать.

Есть еще метод эксперимента, когда малыша помещают в специально созданные для этого условия и проверяют реакции его психики.

Что такое детская практическая психология? Ее задачи

Это отрасль психологии, направленная на оказание психологической помощи детям. В другом значении прикладная психология о детстве.

В общем, детская психология это наука, которая посвящена закономерностям развития ребенка. Причем не в физическом смысле, а в психическом. Какие задачи детской психологии? На этот вопрос два ответа:

  1. Понять самого ребенка.
  2. Понять, как он взрослеет, и предсказывать, как он прореагирует на различные ситуации.

Вопросы детской психологии

Более половины населения нашей планеты – дети. Но они практически не защищены законом. Так было до 1959 года. Именно в этом году ООН приняли декларацию прав ребёнка.

В ней содержится 10 принципов. Смысл их выглядит так:

  1. Правила этого документа должны признаваться всеми гражданами Земли, и нет разницы, какая у них раса и/или национальность.
  2. Малышам с рождения обеспечена специальная защита. И им должны быть предоставлены все условия для развития.
  3. Каждому человеку с момента рождения должны принадлежать имя и гражданство.
  4. Малыш должен пользоваться всеми благами соцобеспечения. Для этого ему должно принадлежать право на здоровый рост и получение новых навыков. Для этого его матери должен обеспечиваться дородовой и послеродовой уход. У него должно быть право на нормальное питание, жилище, он должен получать нормальное медицинское обслуживание, должны дети иметь право и на развлечения.
  5. Ребёнок является пока неполноценным членом общества. Поэтому он должен спать больше. Ему должны оказываться забота, необходимая ему в силу его состояния. Он также должен получать образование.
  6. Малыш должен, когда это возможно, расти в любви и понимании со стороны своих родителей.
  7. Все дети имеют право на получение образования. Должно быть обязательным и бесплатным.
  8. Ребенка нужно защищать от жестокого обращения и эксплуатации любых форм.
  9. Дети должны ограждаться от любой дискриминации. Расовой, религиозной и всех остальных.
  10. Все меры защиты и помощи должны быть первыми по отношению к детям.

Именно такие вопросы затрагивает детская психология как наука.

Детская возрастная психология. Что означают кризисы разных лет

Современным родителям знакомы понятия «возрастная психология» , «кризис 3 лет», «этапы развития» детей, но основная часть из них не понимает, что за ними кроется. Малыш развивается и это делится на следующие этапы:

  1. длинные и спокойные.
  2. короткие, но очень бурные. Такие этапы называют кризисами.

По возрастной психологии, если ребёнок развивается нормально, периоды нормального поведения чередуются с кризисами.

Кризисы обычно следующие:

  • кризис новорожденного,
  • 1 года,
  • 3 лет,
  • 7 лет,
  • 13 лет,
  • 17 лет.

Любой возрастной отрезок обладает своей уникальностью. Это подтвердит любая чуткая мама. Но на что смотрят ученые, разделяя детский возраст по периодам?

  • Узнал ли малыш что-то новое?
  • Какие отношения у него с окружающим миром?
  • Какое дело является для него наиболее важным?

Почему каждому родителю должна быть известна психология детства

Потому что малыш не является маленькой копией своих родителей. Он живет и развивается по своим законам. Если родители понимают своего кроху, и без лишних отступлений помогает ему расти.

Детская психология изучает закономерности психического развития малыша. Её связь с педагогикой очень тесна. Настолько же тесна ее связь с такой областью знаний, как психология детского возраста. А также с возрастной физиологией и морфологией

О важности творчества в развитии детей

Важным в развитии ребенка является творчество. Поэтому психология детского творчества должна быть знакома родителям. Потому что занятия искусством полезны и для них тоже. Занятие любым видом творчества приносят пользу людям, независимо от их возраста и сферы работы, если речь идет о взрослом.

Развитие креативного мышления в любом возрасте приносит личности следующую пользу:

  • Человек, постоянно развивающий свое творческое мышление, работает быстрее, потому что он начинает думать юыстрее.
  • Он меньше подвержен стрессу, и это улучшает его общее самочувствие.

Что такое социальная психология детства, ее предмет и принципы

Она рассматривает детство как совместную деятельность малыша с миром и другими людьми( как взрослыми, так и сверстниками) .а также закономерности порождения этих отношений, их целенаправленного формирования в конкретной исторической и соц. ситуации развития.

Предмет детской психологии – это сам ребенок, его психическое развитие на протяжении всего периода детства. Детская психология изучает этот предмет вместе с другими науками:

  1. педиатрией,
  2. педагогикой,
  3. физиологией.

Принципы детской психологии:

  • Любой малыш постоянно нуждается в заботе и защите от внешних факторов, которые могут ему навредить.
  • Любое исследование психики ребенка должно быть максимально деликатным.

Источник: https://onona.online/psihologiya/detskaya

Психология для родителей или возрастные кризисы у детей

Развитие детской психологии. кризисы, проблемы и методы детской психологии

С такой проблемой сталкиваются почти все родители: спокойный и послушный ребенок вдруг превращается в упрямого и трудновоспитуемого.

Родители задают себе вопрос: что с ним происходит? Оказывается, всему виной кризисы развития, через которые проходит каждый ребенок.

Все возрастные кризисы (кроме кризиса новорожденности) характеризуются некоторыми общими чертами: дети становятся капризными, раздражительными, часто вступают в конфликт с родителями и воспитателями, категорически отказываются выполнять требования взрослых. 

Развитие ребенка на всех возрастных этапах характеризуется стремлением к самостоятельности. Ребенок на протяжении всего своего развития ищет ответы на вопросы: «Кто я?» и «Что я могу?».

Кризис наступает из-за того, что у ребенка появляются новые стремления и желания, реализовать которые прежними испытанными способами не удается.

Таким образом, кризис – это необходимый этап в жизни каждого ребенка, приводящий на новый виток развития.

Задача родителей – помочь ребенку благоприятно преодолеть каждый кризис, и тогда их чадо вырастет самостоятельным и инициативным человеком. Напротив, если подавлять стремления детей к новым открытиям, часто и строго наказывать их и ругать, то во взрослом возрасте им будет сопутствовать неуверенность в себе и чувство вины.

Теперь рассмотрим каждый кризис детского развития.

Первый критический период развития ребенка – это кризис новорожденности, возникающий из-за  разрыва биологического симбиоза с матерью. Ребенок впервые чувствует холод и голод, видит яркий свет. Он абсолютно беспомощен, ему неуютно в новом мире.

Как помочь? Быть с ним рядом, держать его на руках, чтобы он чувствовал тепло Вашего тела, слышал Ваше сердцебиение, знакомое ему из внутриутробной жизни.

Второй критический период развития – это кризис первого года жизни, который связан с разрывом психологического симбиоза с матерью.

Ребенок пытается ходить, у него появляются первые слова, он играет с попавшимися ему под руку предметами.

Этот кризис характеризуется негативными эмоциональными проявлениями ребенка, возникающими в ответ на стеснение его самостоятельности, когда его кормят или одевают против его воли.

Как помочь? Позвольте ребенку осваивать открывшийся ему мир, предоставьте ему возможность манипулировать различными (безопасными) предметами, наблюдать за тем, что Вы делаете.

Следующий критический период развития – это кризис трех лет. У ребенка появляется свое «Я», поэтому он пытается противопоставить себя взрослому человеку.

Он не только не выполняет требования родителей, но и стремится все сделать наоборот. В этот период поведение ребенка может носить протестный характер.

Ребенок настаивает на своих требованиях, пытается добиться своего любой ценой, даже путем истерик.

 Как помочь? Прежде всего, контролируйте свои эмоции, не кричите на ребенка в ответ на его истерики и протесты. Постарайтесь сохранять спокойствие в любой ситуации.

Почаще разговаривайте с ребенком, рассказывайте ему о тех правилах, которые необходимо соблюдать и объясняйте почему так надо делать. Не давайте ребенку отрицательных характеристик: жадина, вредина, нахал и т.д. Предлагайте ему возможность выбора.

Например, куда пойти гулять – во двор или в парк.  Разрешайте ему  самому делать то, что он уже может делать.

Следующий критический период развития – это кризис семи лет, который характеризуется возникновением личного сознания и совпадает с поступлением в первый класс. В этот период происходят серьезные изменения в эмоциональной сфере ребенка.

Внешне это может проявляться как кривляние, манерничание, непослушание.

С чем это связано? Если дошкольник осознавал себя в первую очередь как физически отдельный от родителей индивид, то к семи годам он осознает свою психологическую автономию, наличие у себя внутреннего мира чувств и переживаний.

         Как помочь? На этом этапе у ребенка активно формируется самооценка. Цепь неудач в учебе и в общении может негативным образом повлиять на ее развитие.

Поэтому в этот период ребенку как никогда необходима психологическая поддержка со стороны родителей. Ребенок должен чувствовать, что его по-прежнему любят, несмотря на школьные трудности.

Очень важно хвалить ребенка за все его успехи, пусть даже самые маленькие, ни в коем случае не стыдить его.

Период «бури и натиска» – кризис подросткового возраста характеризуется стремлением ребенка ко взрослости с одной стороны, и отсутствием возможности занять взрослую позицию с другой.

Подросток протестует против контроля со стороны родителей, требует, чтобы с ним считались, относились к нему, как к взрослому. Он может болезненно воспринимать свою несостоятельность.

Употребление спиртных напитков, курение в этом возрасте – это способ казаться взрослым.

Как помочь? Общайтесь со своим ребенком с позиции «на равных». Объясните ему, что у взрослых людей есть не только права, но и обязанности. Не критикуйте его, не устраивайте ему допросы. Старайтесь каждый день находить время на общение со своим ребенком. Побольше рассказывайте ему о своих школьных годах, о том, что Вы чувствовали, когда были таким же, как он.

И самое главное – всегда, начиная с самого рождения ребенка, говорите ему, что Вы его любите. Принимайте своего ребенка таким, какой он есть, терпимо относитесь к его неудачам. И тогда Ваш ребенок вырастет самостоятельным и самодостаточным человеком.

Источник: https://www.b17.ru/article/124871/

VDoktors.Ru
Добавить комментарий