Девушки-подростки более подвержены стрессам

Девушкиподростки более подвержены стрессам

Девушки-подростки более подвержены стрессам

Недавнее исследование в области психологической медицины сообщило об увеличении клинической депрессии в период с 2005 по 2015 год. На национальном уровне это выглядит примерно так: с 6,6 до 7,3 процента. Но эта тенденция была более яркой среди подростков, возраст которых колеблется от 12 до 17 лет.

Депрессия, беспокойство и чувство перегруженности — это не одно и то же, но у них есть общая особенность: испытывать уровень стресса, который выходит за рамки способности справляться с негативным воздействием на здоровье и на способность хорошо функционировать во многих ситуациях.

Поклонники «Корпорации монстров» смогут вновь увидеть любимых героев в 2020 году

Они выкручиваются, как могут: во что играют дети бедных родителей

Трижды красивы: девушки-тройняшки из Ирана — настоящие иконы стиля

Не слишком ли вы давите на ребенка?

С большинством стрессовых ситуаций ребенок сталкивается за пределами семьи — такой стресс может быть неподвластен контролю. Тем не менее многие подростки могут испытывать давление в семье, поскольку их родители из лучших побуждений чрезмерно загружают детей занятиями музыкой, спортивными секциями, компьютерными курсами и уроками живописи.

На первый взгляд может показаться весьма полезным давать ребенку как можно больше возможностей попробовать свои силы в образовательных, культурных и спортивных занятиях. Некоторые родители расценивают это как преимущество для ребенка перед сверстниками в нашем конкурентном обществе.

Но специалисты заверяют: если детей заставлять быть слишком старательными учениками, когда практически весь день распланирован за них, это может оказать и негативное влияние. У многих детей возникает стресс, когда он мчится с одного занятия на другое, когда совсем нет времени на отдых, игры, «безделье» и чтобы просто «побыть ребенком».

Вам вместе с ребенком необходимо установить некий баланс между запланированными и незапланированными занятиями. Не беспокойтесь о том, что ему станет скучно; на самом деле ребенок даже получит выгоду от ничем не занятого времени, когда сможет использовать свое воображение и заняться интересными для него делами.

Что касается запланированных занятий, уменьшите их количество до тех, которые на самом деле доставляют ему удовольствие, в которых он достигает определенных успехов, приобретает новые умения или замечает улучшения.

Как только ребенок начнет ходить на занятия, окажите ему поддержку (но не давите на него), обязательно хвалите его и проявляйте заинтересованность, посещая его бейсбольные матчи и фортепьянные концерты.

В некоторых случаях ребенок может жаловаться, что у него пропал интерес к организованной программе или что его беспокоит неспособность выполнять задания так же хорошо, как и его сверстники или другие члены команды.

Выясните причины и суть его жалоб. Некоторые проблемы вам придется решать вместе с ребенком либо может потребоваться временное прерывание деятельности. Вы как родитель должны помнить, что даже в этом возрасте ваш подросток все еще во многом остается ребенком.

При достижении подросткового возраста дети часто могут испытывать давление от ожидания от них быть более взрослыми. Помогите подростку насладиться порой детства без ненужных факторов, вызывающих стресс.

Помогите ребенку преодолеть трудности

Если ребенок сталкивается со слишком большим количеством стрессовых ситуаций, ему может потребоваться ваша помощь для того, чтобы понять, как лучше всего справляться с трудностями. Уделите время и обсудите с ребенком давление, которое он испытывает в жизни, и причины его беспокойства.

Детям школьного возраста зачастую сложно сесть и обсудить это. Но вы должны дать ребенку понять, что вам небезразличны эти вопросы и что вы хотели бы ему помочь. Рассматривайте каждую ситуацию как проблему, которую необходимо решить.

Вам может быть нужно поставить себя на место ребенка и представить, что в такой ситуации может чувствовать ребенок. Обсудите некоторые формы его поведения и выражения эмоций, которые вы замечали в последнее время и благодаря которым посчитали, что ребенок может сам стараться решить какие-то проблемы. Постепенно ваши старания помогут ему выразить свои чувства при помощи слов.

Помогите ребенку понять его собственный темперамент. Используйте некоторые выводы из ваших наблюдений за ребенком.

Употребляйте такие высказывания, как «Я знаю, что ты достаточно болезненно реагируешь на стрессовые ситуации» либо «Мне кажется, тебе удобнее самому спокойно принимать решения».

Это поможет проникнуть в суть проблемы и оценить умение ребенка справиться с ситуацией.

Вместе с ребенком вы должны проанализировать возникшую ситуацию или занятия, который ему служат причиной проблемы. Может быть, у ребенка конфликт с друзьями, который ему нужно разрешить? Либо ему, возможно, необходимо ваше заверение в том, что, несмотря на развод, ребенка по-прежнему любят оба родителя?

Вместе с ребенком определите имеющиеся проблемы и возможные варианты их решения. Уделите внимание влияниям, которые также могут затруднять способность ребенка приспосабливаться или справляться с ситуацией, и определите способы, при помощи которых он может изменить ситуацию.

Если вам кажется, что у ребенка недостаточно свободного времени, помогите ему изменить расписание так, чтобы у него оставалось время на отдых и игры. Возможно, ребенок сам начнет использовать свои творческие способности и придумает собственные развлечения.

Способствуйте тому, чтобы ребенок использовал свое воображение и способности для того, чтобы проводить время с удовольствием. Помните: ваша задача состоит не в том, чтобы постоянно занимать ребенка — на самом деле большинство детей получают удовольствие от простых игр в спокойной обстановке без бурного темпа и давления, которые обычно наблюдаются при сильной загруженности ребенка.

Возможно, вы сочтете нужным уделять по 10-15 минут в день только ребенку в выбранном им самим занятии. Такое  времяпрепровождение способствует сближению семьи — это время, не подверженное воздействию стрессов.

Если вы считаете, что вам требуется дополнительная помощь для того, чтобы справиться со стрессовой ситуацией, обсудите этот вопрос с педиатром, который в процессе беседы с вами и ребенком поможет определить пути наименьшего стресса для ребенка.

Помимо этого вам, возможно, необходимо будет присмотреться к собственной жизни. У детей, подверженных стрессу, зачастую родители также подвержены стрессу, и некоторая доля постоянного беспокойства передается и ребенку.

Если вы переживаете личный кризис, например развод, либо пытаетесь заполнить весь день ребенка занятиями, поскольку вы сами по натуре очень активный человек, возможно, сейчас самое время внести некоторые изменения в свою жизнь, уменьшив личный стресс, который может оказывать косвенное влияние и на вашего ребенка.

Что беспокоит ребенка

В процессе научного исследования ученикам 5-х и 6-х классов задавали вопросы, касающиеся событий в их жизни (уже произошедших или которые только могут произойти), вызывающих у них беспокойство или другие отрицательные чувства.

  • Болезнь
  • Ничегонеделание
  • Недостаток денег
  • Давление с целью получения только высоких отметок
  • Ощущение аутсайдера в отношениях со сверстниками
  • Недостаточное количество времени, которое дети проводят с родителями
  • Невыполнение домашнего задания
  • Недостаточные успехи в спорте
  • Неспособность одеваться так, как хотелось бы
  • Переживания по поводу изменений тела
  • Опоздание в школу
  • Маленький рост
  • Родители, постоянно ругающиеся в присутствии ребенка
  • Неумение находить контакт с учителями
  • Вес или рост больше, чем у других детей этого же возраста
  • Переезд
  • Смена школы
  • Споры с родителями относительно правил в семье
  • Раздельное проживание родителей
  • Давление с целью уговорить сделать что-то, чего ребенок не хочет (например курение).

Эти проблемы коснулись всех

В первую очередь мы должны рассмотреть первичные психологические факторы, вызывающие избыточный стресс: страх, неопределенность и отсутствие контроля. Они влияют на подростков по-разному, в зависимости от их социального положения, но некоторая их комбинация стимулирует рост эмоциональной нестабильности.

Например, подросткам гораздо сложнее тем, кто пострадал от неблагоприятных жизненных трудностей, где в их окружении длительный период сохранялось социально-экономическое неблагополучие. Вследствие этого их социальный путь и мобилизованность будут более драматичными.

Ведь такие подростки, скорее всего, будут на пути к изоляции от общества, что сильно сказывается на их психологическом и эмоциональном состоянии. У них больше шансов нести бремя стрессовой дисрегуляции из-за проблем в раннем возрасте, что может быть вызвано эпигенетическими изменениями в ранней жизни. Об этом, во всяком случае, говорят многочисленные исследования.

Но тогда почему дети, которые в жизни не испытывали материальных трудностей, обладали преимуществами, все детство находились в безопасности и не попадали в группу потенциальной бездомности, сталкиваются с подобными проблемами — страданиями и беспокойством?

Неравенство, как социальное, так и экономическое, влияет на них по-другому, усиливая конкуренцию для достижения более высокого уровня, чтобы получить наилучший шанс в нашем неравном обществе. Потенциальные риски сползания вниз по «социальной лестнице» намного выше, когда все меньший процент наверху может получить доступ к социальным и экономическим успехам.

10 продуктов, которые можно готовить в микроволновой печи без вреда

Свадьба — самый важный день: главное, найти хорошего фотографа (фотоподборка)

«Гуляй, жинка, только не загуливайся». За что Пушкин ругал свою жену

Признаки перегруженности

Хотя стресс является частью нашей жизни и процесса взросления, вам необходимо вмешаться, как только вы увидите, что стресс разрушительно действует на физическое или психологическое здоровье ребенка. Вот некоторые признаки того, что стресс, вероятно, оказывает слишком негативное влияние на ребенка.

  • у ребенка развиваются физические признаки болезни, такие как головные боли и боли в желудке.
  • Ребенок выглядит беспокойным, уставшим или возбужденным.
  • у ребенка проявляются признаки депрессивного состояния, и он отказывается отвечать на вопросы о том, как себя чувствует.
  • Ребенок становится раздражительным, негативно настроенным и во время привычных занятий практически не проявляет никаких положительных эмоций.
  • Ребенок перестает проявлять интерес к какому-либо занятию, которое раньше было для него крайне важным, и предпочитает оставаться дома.
  • Его отметки в школе становятся хуже, он проявляет меньший интерес к таким обычным занятиям, как посещение уроков и выполнение домашнего задания.
  • Ребенок проявляет признаки антиобщественного поведения, такие как вранье и воровство, отказывается или забывает выполнять свои домашние обязанности, становится более зависимым от вас, чем раньше.

Снятие стрессового состояния у детей

Занятия йогой, прогулки на свежем воздухе, медитация и ведение дневника — вот способы, с помощью которых ребенок может снять внутреннее напряжение. Полезны также травы, которые укрепляют и успокаивают нервную систему, тонизируют надпочечники и другие органы эндокринной системы.

Чтобы стать менее чувствительным к стрессовым ситуациям, снять усталость и расслабиться, а также для поддержания функции надпочечников, используйте следующие травы: женьшень, солодку и крапиву. Хорошим средством глубокой релаксации для детей любого возраста являются ванны с эфирными маслами и массаж.

Чтобы уменьшить жесткость в шейном и плечевом отделах и другие физические последствия напряжения, принимайте ежедневно настойки коры калины, боярышника или клопогона кистевидного. Доза составляет 1/4-1/2 чайной ложки до 3 раз в день.

При эмоциональном возбуждении, беспокойном состоянии, при переживании стрессовых ситуаций применяйте ромашку, валериану, хмель, липу, лаванду, шлемник, вербену, буквицу, пассифлору, мелиссу и пустырник. Эти травы можно использовать отдельно или комплексно в виде чая, отвара или настойки.

Для укрепления нервной системы и предотвращения нервного истощения используйте одну или несколько из следующих настоек: овес, гинкго, готу кола и шлемник. Дозировка: по 1/4 — 1 чайной ложке 2 раза в день.

Чтобы уменьшить жесткость в шейном и плечевом отделах и другие физические последствия напряжения, принимайте ежедневно настойки коры калины, боярышника или клопогона кистевидного. Доза составляет 1/4-1/2 чайной ложки до 3 раз в день.

Группа риска

Другая группа подростков, возможно, находится в группе риска, которые переживают за свою жизнь и будущее в эпоху нового президента США — Трампа. Нелегальные иммигранты испытывают реальные опасения по поводу их собственного будущего и о разъединенных семьях;

страх и неопределенность в отношении медицины, как для себя, так и для своей семьи. Нуждающиеся в лечении либо не могут его получить, либо они должны стоять на более высокой социальной ступени, чтобы иметь хоть какие-то льготы.

Они подвержены растущему уровню стресса, усугубляемого неопределенностью, которая усиливается в нынешней политической ситуации. Эксперты предполагают, что все это может привести и к ухудшению ситуации с терроризмом, и даже к ядерной войне. Но такая перспектива пугает исследователей.

Нужно бороться

Но это не повод для отчаяния. Ученые обнаружили, что общества, которые находятся на гораздо низкой ступени социальной лестницы обладают лучшими показателями здоровья и шансами на успех. Поэтому переживать за будущее своих детей не стоит.

Сейчас выделяются в большом количестве инвестиции в программы, которые позволяют развивать человеческий потенциал, улучшать систему социальной защиты и давать молодежи из разных слоев населения возможность участвовать в активной жизни страны.

Также исследователи рекомендуют несколько оптимальных методов, которые позволят бороться со стрессом. Во-первых, это забота о себе и о своем теле. Для этого нужно регулярно заниматься спортом, соблюдать режим сна, избегать таких вредных привычек, как употребление алкоголя, никотина или наркотиков.

Во-вторых, быть самодостаточным и отдавать свои силы на саморазвитие, акцентируя свое внимание на том, что происходит на данный момент. При этом не стоит переживать о прошлом и беспокоиться о будущем.

Источник: https://izlechi-psoriaz.ru/krem/devushkipodrostki-bolee-podverzheny-stressam/

Какие группы людей наиболее подвержены депрессии

Девушки-подростки более подвержены стрессам

Никто не застрахован от депрессии. В какой-то мере, ее влиянию подвержен каждый человек. Ей не важен ни пол, ни возраст, ни социальный статус человека, а людей, склонность к депрессии которых близится к нулю, и вовсе менее 10%.

Напряжение, сильный стресс, или другие факторы могут вызвать депрессию, а если это целая череда неприятных событий, бороться с ней практически невозможно.

Усугубить ситуацию могут также болезни, прием некоторых медикаментов, генетическая предрасположенность и другие факторы.

Но от чего же зависит риск заболеть депрессией? Предрасположенность к депрессии человека следует рассматривать в зависимости от: пола, возраста, урбанизации (местности, в которой проживает человек), социального положения, национально-этнической принадлежности, семейного положения и профессии.

Пол

В большинстве странах, женщины приходят к психологу с жалобами на депрессию в несколько раз чаще, чем мужчины. Правда, нельзя сказать, что эти данные отражают точную статистику заболевания.

Дело в том, что женщины обращаются к врачу в несколько раз чаще мужчин, а если говорить про депрессию, то редко какой мужчина захочет идти с этим к психологу. Чаще всего сильный пол просто подавляет депрессию с помощью алкоголя, «загулов», компьютерных игр, или используя другие способы.

Но, все-таки, можно сказать, что женщины подвержены депрессии несколько больше, чем мужчины. Связано это в первую очередь с некоторыми особенностями психики, а также с их положением в обществе (женщины чаще занимают подчиненное положения, могут быть изолированы от общества).

Стоит также отметить, что у людей с нетрадиционной ориентацией риск заболевания депрессией в несколько раз больше, чем у «натуралов». Кроме некоторых особенностей (которые и приводят к смене ориентации), имеет место сильное давление со стороны социума, поскольку мы все еще не научились относиться с терпимостью к подобным явлениям.

Возраст

До 20 лет признаки депрессии можно наблюдать крайне редко. Чаще всего различные ее проявления можно встретить у человека, возрастом 20-50 лет.

Правда, наиболее сильно депрессия выражается в 40-59 лет, а за медицинской помощью чаще всего обращаются примерно в 45 лет.

Причем виновником депрессии чаще всего является не биологический возраст, а изменение социальных отношений, чувство близкой старости и ненужности и т.д. К тому же, начинают проявляться накопленные с возрастом расстройства, что еще больше усугубляет ситуацию.

Урбанизация

Неудивительно, что у жителей городов депрессия наблюдается значительно чаще, чем среди населения небольших городов, поселков и деревень. В данном случае, причины возникновения депрессии ясны: высокий уровень социальных требований, недостаточное озеленение, плохая экология, высокий уровень шума и множество других факторов, которые приводят к психическому напряжению и стрессам.

Социальное положение

Однозначно определить связь депрессии и социального положения довольно сложно. Исходя из некоторых исследований, расстройства могут часто встречаться у людей с высоким социальным статусом, однако такие факторы как бедность, потеря работы, неудовлетворенные потребности и другие причины, свойственные более низкому статусу, все же перевешивают чашу весов в свою сторону.

Стоит также заметить, что иногда социальный статус мешает справиться с возникшей депрессией. Например, идеология некоторых сект или социальных меньшинств запрещает обращение за помощью к врачу.

Национально-этническая принадлежность

Считается, что этот фактор практически не влияет на подверженность человека депрессии. Поэтому, данный фактор был изучен довольно плохо. Неоспоримым является только то, что у молодых представителей белой и азиатской расы депрессия наблюдается несколько чаще, чем у африканцев, или представителей испаноязычных народов.

Семейное положение

Было замечено, что наиболее сильно депрессии подвержены вдовцы. Здесь стоит говорить именно о мужчинах, поскольку женщина чаще всего переключает внимание на детей, внуков и т.д. Влияет также и наличие друзей, ведь даже смертность у людей, окруженных друзьями в три раза ниже, чем у «отшельников».

Профессия

Здесь все довольно просто. Чем больше стресса на работе испытывает человек, тем выше риск заболевания депрессией.

Можно сказать, что наиболее подвержены стрессам, а соответственно и депрессии: пилоты, авиадиспетчеры, врачи, сотрудники МЧС и представители других профессий, связанных с сильными стрессами.

Например, те же психологи, которые помогают людям справиться с депрессией, довольно часто и сами являются личностями депрессивными.

Есть и другие факторы, но их мы в данной статье рассматривать не будем, поскольку их влияние измерить довольно трудно, да и у разных людей они могут проявляться по-разному. Психика каждого человека уникальна, а появление депрессии предсказать практически невозможно. Можно разве что выделить основные «группы риска», что мы и сделали в данной статье.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5992c2ba1410c3e987fd8695/5bc8dc0b0aa63100aeb4fc90

Последствия стрессов в подростковом возрасте

Девушки-подростки более подвержены стрессам

Почему одни люди, столкнувшись с трудностями, успешно преодолевают их, а другие — нет? Почему одни умеют найти выход из безвыходного положения, а другие запросто сдаются? Почему одни — победители, а другие — неудачники? Может быть, залог многих наших побед и неудач как раз в том, как в начале нашей жизни мы учимся справляться с разочарованиями и стрессами.

И это зависит от нас

«Собирать» картину мира и определять свое место в нем подросток будет обязательно, вопрос лишь в том, как он будет делать это. Спокойно и радостно или, наоборот, настороженно, вздрагивая и напрягаясь в ожидании подвохов и катастроф. А это во многом зависит от нас — родителей. Не бояться большого мира, радостно и полноценно изучать его можно только тогда, когда доверяешь ему.

Вашего повзрослевшего ребенка в особенности ничто не тревожит и тревожит все сразу. Перед ним постоянно стоит проблема выбора, одолевают новые ощущения, он по-новому оценивает себя, других людей, пытается осознать, что такое секс, что такое будущее.

И чем более значительную роль в жизни хочет играть ваш подросток — тем сильнее будет напряжение, тем чаще ему придется сталкиваться с разочарованиями и стрессами.

Причиной же стресса чаще всего может быть самое обыденное, отнюдь не чрезвычайное напряжение, а те самые мелочи, с которыми он вполне может справиться.

Бывает так, что после неудачного дня подросток приползает домой, забирается в постель и спит несколько часов. Но бывает и наоборот. Его сердце бешено стучит. Прошибает пот. Пересыхает во рту. Трудно глотать. Ощущение подавленности.

Бессонница… 
Подрастающий человек достаточно часто испытывает и физическое и психологическое напряжение. И хотя подростки более подвержены стрессам, чем взрослые, природа позаботилась и отпустила им большие энергетические запасы, которые позволяют им быстрее, чем взрослым, справляться со стрессом.

Вопрос: насколько успешно? И это тоже во многом зависит от нас — родителей.

Из любой ситуации есть выход

Разочарования и стрессы случаются у всех: и у больших, и у маленьких.
Но взрослые знают, что это неизбежная часть нашей жизни, и в большинстве случаев умеют успешно их преодолевать. А вот подростку с его коротеньким жизненным опытом справиться бывает куда труднее.

Ему кажется, что сейчас, когда не получилось, когда не сбывается ожидаемое, рушится все, и пережить это просто невозможно. Это целая гамма негативных чувств: бессилие, отчаяние, безнадежность.

Если подросток долго не может избавиться от них, если часто и подолгу пребывает в таком состоянии, эти чувства становятся настолько привычными, что начинают влиять на характер.

Почему одни люди, столкнувшись с трудностями, успешно преодолевают их, а другие — нет? Почему, когда срываются какие-то планы или не оправдываются ожидания, одни люди приходят в отчаяние, впадают в депрессию, а другие — нет? Почему одни умеют найти выход из безвыходного положения, а другие запросто сдаются? Почему одни — победители, а другие — неудачники? Может быть, залог многих наших побед и неудач как раз в том, как в начале нашей жизни мы учимся справляться с разочарованиями и стрессами.

Нормально в два года шумно протестовать, когда мама внезапно выхватывает тебя из песочницы, в 7 лет нормально прийти в отчаяние, когда учил — и не смог ответить, а в 13 —впасть в транс из-за того, что друзья ушли без тебя в поход. Ненормально, когда такие эмоции слишком долго командуют юным человеком.

Масса негативных эмоций разом накатывает на подростка, когда он понимает, что его ожидания не сбылись. Что противопоставить ему? Надежду. «Да, ты ошибся… да, тебе не повезло… да, у тебя что-то не получилось… Но из любой ситуации есть выход, и только от тебя зависит, как дальше будут складываться отношения, как пойдут твои дела», — подросток в это должен поверить.

Ищите причину

Разочарования и стресс могут обескуражить, а могут стать положительным стимулом, толчком к новым решениям и действиям. В сущности, кем и каким будет ваш ребенок, во многом зависит от того, как вы будете реагировать на его переживания, и как подросток научится справляться с собой и своими неприятностями.

Когда, например, в классе раздают контрольные работы, «отличники поневоле» — те, кому внушили, что все другие оценки — позор, страдают сильнее всего. Им заранее страшно: а вдруг «не то»?! И если оказывается действительно «не то», ребенок в отчаянии, ему трудно собраться и взять себя в руки, иногда сделать это просто невозможно.

Долгое глубокое разочарование —это стресс, и стресс довольно опасный. Когда ваш ребенок «не в себе», подумайте, в чем истинная причина его переживаний. Подумайте, почему он так сильно разочарован.

Может быть, это вы сами ожидаете от него слишком многого и он боится вас разочаровать? Когда, например, вы требуете от ребенка сплошных пятерок, не удивительно, если он придет в отчаяние от одной «тройки».

Это не так и безобидно, так как теряется радость от самого учения, узнавания нового, вместо азарта и любопытства — вечное напряжение. Подобное никогда не случится с теми детьми, которых родители настраивают в первую очередь не на отличные оценки, а на знания, узнавание нового.

Если ребенок слишком долго не успокаивается, скорее всего, то, что произошло и из-за чего он страдает — только повод, последняя капля, а на самом деле причина его страданий в другом. Что делать? Надо выяснить, из-за чего ребенок страдает на самом деле.

Полезный опыт

Чаще всего — это какое-то опасение, какой-то страх, который прочно поселился в ребенке: страх одиночества, страх смерти, страх какой-то потери. А если посмотреть еще внимательнее, то начало всех страхов лежит в одном, самом большом: в страхе «меня не любят» или «меня не будут любить».

Если ребенок действительно уверен в вашей любви, он сумеет принять неприятные переживания и разочарования с ними связанные не как крушение мира, а как опыт, пусть сложный, но такой, который может чему-то научить. Не как тупик, а как поворот, как новый этап пути.

Например, ваш подросток отстает по химии. Вроде бы и учит, и вы его проверяете, и материал знает очень даже неплохо, а учительница все равно ставит «трояки». Вы уже и ходили, и просили, и объясняли: «Ну не такой он плохой, ей-богу!» — ничего не помогает. Возможно, потому, что ваше чадо ведет себя слишком агрессивно.

Вы-то понимаете, что это его оборонительная реакция, но вот учителю объяснить как-то не получается. Теперь самое лучшее, что вы можете сделать, — это не кидаться прикрывать и улаживать, а советовать, направлять и подправлять. А он в свою очередь научит вас невмешательству, умению вовремя дать ему нужную дозу свободы — то есть доверию. Вере в него.

И уж поверьте, эти качества вам обоим еще многократно пригодятся.

Есть задача у ребенка. Есть задача у вас. Так что все очень просто: решайте ее — и будьте счастливы. Ведь мы с вами знаем, а ребенку еще надо понять, что в жизни всякое бывает. Что бывают ситуации, которые надо просто пережить. Нам надо научить своих детей переживать свои разочарования не как тяжелый стресс, а как полезный опыт.

Жизнь — как зебра

Вам не обязательно делать все это. Но выслушать, проявить поддержку, подождать, пока накал эмоций стихнет, показать перспективу — вот оптимальный алгоритм, который помогает справиться со стрессами и большими, и небольшими.

Кстати, у каждого из нас есть свой способ справляться с трудностями, а дети учатся у нас. У вас получается, вы умеете не впадать в отчаяние надолго — прекрасно, уже одним этим вы даете ребенку отличный урок: как справляться с собой, как не отчаиваться, как искать и находить выход. У вас есть опыт преодоления — и очень хорошо бы передать его своему ребенку.

Очень полезно через какое-то время вспомнить ту ситуацию, из-за которой ребенок так страдал, пусть юный человек поймет, что время действительно лечит. И что жизнь — как зебра, полосатая лошадка.

Мы не можем уберечь подростка от всех мучительных переживаний. Но мы можем утешить и научить его справляться с ними:

  • Не нервничайте сами, не паникуйте, не делайте из этого проблему. Ваше доброжелательное спокойствие убедит подростка, что «не все потеряно», «есть выход».
  • Не возмущайтесь, если юный человек не так себя ведет (грубит, плачет, буянит). Такое поведение — не против вас, а из-за того, что он действительно страдает.
  • Не высмеивайте и не критикуйте, не торопитесь перечислять ошибки.
  • Расспросите, дайте высказаться, но не говорите: «Ну, подумаешь, не поехали… в следующий раз…».
  • Посочувствуйте, скажите, что вы понимаете, как ему сейчас трудно. Дети, которые чувствуют поддержку и искреннее сочувствие родителей, утешаются быстрее.
  • Ищите и найдите вместе выход (другой вариант, хорошую замену, способ исправить, улучшить…).
  • Наберитесь терпения и просто подождите, пока он сам справится с ситуацией.
  • Покажите, как много значит он для вас.

Источник: https://www.vospitaj.com/blog/posledstviya-stressov-v-podrostkovom-vozraste/

Психологические особенности подросткового возраста и их влияние на переживания стресса

Девушки-подростки более подвержены стрессам


Стресс тяжелее переносится в детском и подростковом возрасте, чем во взрослом. Следовательно, нужно проводить работу по повышению стрессовой устойчивости как можно раньше. Это и является актуальностью данной статьи. Для того, чтобы провести работу с подростками по их адаптации к стрессу, нужно знать специфику его проявления в данном возрасте.

Подростковый возраст является переходным моментом от детства к взрослой жизни. Данный возраст можно назвать одним из самых сложных возрастных этапов в жизни человека. Его границы четко не обозначены. Это связано с тем, что он наступает у каждого в свое время: у кого-то раньше, а у кого-то позже.

Д. Б. Эльконин, исходя из теории о том, что каждому возрастному этапу характерна своя ведущая деятельность, обозначает подростковый возраст как период 11–17 лет.

Внутри этого временного отрезка, он выделяет два этапа: средний школьный возраст (11–15 лет) и старший школьный возраст (15–17 лет). Л. И. Божович также считает, что подростковый возраст делится на две фазы: 12–15 лет и 15–17 лет. В периодизации Л. С.

Выготского пубертатный период приходится на 14–18 лет. С.Холл полагал, что стадию развития человека от 11 до 14 лет следует относить к подростничеству [3].

Здесь закладываются основные черты характера, стили поведения, привычки, жизненные ориентации и многое другое. Соответственно, от того, насколько положительно личностью будет пройден этот этап, зависит вся дальнейшая взрослая жизнь человека. Одним из факторов, мешающих нормальному (без отклонений) становлению личности, может оказаться перенесенный стресс.

Социальная ситуация развития в подростковом возрасте отличается от той, что была на предыдущем этапе, больше не внешними обстоятельствами, а внутренними причинами. Подросток продолжает жить в семье, ходить в школу. Но начинает думать и чувствовать по-другому.

Отношения с семьей уходят на второй план, главным становится общение со сверстниками. Здесь родители вынуждены изменить стиль взаимоотношений, чтобы избежать конфликтов и проблем. Но очень редко этот момент проходит для семьи гладко.

Здесь, с большой вероятностью, могут возникнуть стрессовые ситуации из-за неправильного поведения матери: авторитарность, упрямство, чрезмерные требования к ребенку, неуверенность в себе. Также могут быть негативные воздействия и со стороны отца: недостаток внимания, агрессия.

К стрессовым ситуациям можно отнести также конфликтность в семье по разным причинам (это м. б. споры по поводу воспитания или же выяснение отношений супругов).

Как мы уже начали говорить, в период отрочества меняется внутренняя позиция по отношению к учению.

Так, если в младших классах, ребенок был поглощен самой учебной деятельностью, то теперь для него гораздо больший интерес представляют собственно взаимоотношения со сверстниками.

Именно интимно-личностные взаимоотношения становятся основой внутреннего интереса в подростковом возрасте. Для них важно:

Умение знакомится с теми, кто интересен; Ощущение свободы и спокойствия в кругу друзей, принятия норм и ценностей значимой (приоритетной) группы; Ощущение того, что он — индивидуальность и может высказывать свои мысли и идеи, выражать чувства; Желание, чтобы из взрослость была признана окружающими; Важно, чтобы их форма поведения не принималась как детская; Своим образцом поведения подросток желает видеть — активного, целеустремленного и успешного человека; Склонен к мечтанию и фантазированию [6].

Придавая столь особое значение общению, подростки могут начать игнорировать учебную деятельность, что впоследствии может привести к проблемам в школе и дома, усилению давления на него со стороны старших.

В общении со сверстниками, подростки расширяют границы своих знаний, они развиваются в умственном отношении, делясь знаниями и демонстрируя освоенные способы умственной деятельной.

Общаясь «в кругу своих», они постигают разные формы межличностного взаимодействия, учатся рефлексии на возможные результаты своего и чужого поступка, высказывания, эмоционального проявления.

Если в детстве особая школа социальных отношений — это игра, то в отрочестве такой школой становится общение. Именно в этот период подросток учится осмысливать свои конформные и негативные реакции на какие-то ситуации, отстаивать право на самостоятельный выбор возможного поведения, учится подавлять импульсивные действия.

Социальная ситуация обладает большим разнообразием условий для провокаций и для испытания подростком самого себя. Взрослые, в силу уже сложившихся ценностей, зачастую даже не могут их представить себе. Подросток сталкивается с множеством проблем, отрицательное воздействие которых приводит к возникновению стрессового состояния.

Он очень впечатлителен и любой конфликт может обернуться душевной травмой. Это одна из причин, что подростковые стрессы встречаются очень часто и по разным причинам. Часто наблюдается феномен самопровоцирования стресса, связанного с недовольством своей внешности, как неудовлетворяющей представлениям подростка о привлекательности.

Также стресс может быть вызван волнением по поводу первого свидания [3].

Одним из главных источников стресса для подростков является школа. Стремление быть первым и зацикливание на учебе порождает массу проблем психического плана.

Еще один стресс, который развивается почти у каждого подростка, связан с выбором профессии и поступлением в ВУЗ. Поступить в хороший колледж, продолжить обучение в школе или пойти работать — поиск ответов на эти вопросы расходует у них много сил.

Семейный стресс. Причинами такого стресса могут быть: семейные драмы, развод родителей и повторные браки, все это порождает сильнейшие стрессы у пытающихся осознать свое место в жизни подростков.

Общие симптомы стрессового состояния, включают в себя: чувство нервного напряжения и волнение, чувство усталости, постоянное откладывание на потом или пренебрежение обязанностями, постоянные негативные мысли, идеи. В состоянии стресса подростки часто чувствуют себя разбитыми, у них нарушается сон, появляются проблемы с питанием (начинают есть слишком много или мало) [5].

Некоторые симптомы стресса у взрослых, проявляются и у подростков, к можно отнести головные боли и депрессии. Однако есть и отличительные особенности. Подростки, например, медленнее забывают пугающие или негативные воспоминания. Чаще подвержены девиантному поведению.

Чтобы уменьшить стресс, они могут начать курить, принимать алкоголь или наркотики. Девушки, как правило, направляют свои тревоги на себя, что часто становится причиной физиологических расстройств: булимии или анорексии.

У юношей более высока склонность к участию в преступлениях, проявление агрессии к другим, как попытка сбежать от проблем [4].

Многие болезни имеют свое начало в подростковом и юношеском возрасте, что отчасти вызвано воздействием стрессов. Они могут стать причиной ухудшения физического и психического здоровья. Те, кто не выдерживал стресса, имеют очень низкий иммунитет и чаще болеют. Стресс может перерасти в депрессию. А она, может привести за собой и суицид [1].

Еще одним признаком появления стресса у подростков может быть отдаление от сверстников. Он становится замкнутым, теряет уверенность в собственных силах, формируется заниженная самооценка [2].

Также нами было проведено исследование о взаимосвязи личностных особенностей и уровнем стрессоустойчивости. Использовались 3 методики:опросник Кетелла14PF, Бостонский тест на стрессоустойчивость и рисуночная методика «не дай человеку упасть». Результаты ранговой корреляции Спирмена представлены в таблице № 1:

Отсюда видно, что существует связь между некоторыми качествами личности и уровнем стрессоустойчивости.

Так, например, по результатам корреляции Бостонского теста и Кетелла,уподростков общительных, склонных к сотрудничеству уровень стрессоустойчивости выше, чем у замкнутых.

Ууступчивых, подчиняемых, зависимых от других он конечно будет ниже. У импульсивных, живых, легкомысленных уровень стрессовой устойчивости будет выше, чем у осторожных людей, т. к.

они легче переключаются на другие виды д-сти, склонны к перемене мест и т. д.

Склонные к чувству вины, депрессивные подростки — больше будут подвержены стрессам, чем невозмутимые, у которых практически отсутствует чувство угрозы и т. д.

Если подростки не научаться справляться со всеми трудностями, если им не помочь сформировать высокий уровень стрессоустойчивости, это может привести к появлению различных аддикций, депрессивных состояний, болезней, вызванных психосоматикой.

Таким образом, подростковый возраст представляет собой переходный моментом от детства к взрослой жизни. Возрастные границы подросткового возраста довольно размыты, другими словами — индивидуальны.

Этот возраст является кризисным периодом, во время которого у подростка появляются новые проблемы, меняются отношения с окружающими его людьми. Социальная ситуация развития остается прежней — школа, но происходят изменения в отношениях с окружающими.

Главную роль начинают играть не родители и учителя, а сверстники. Ведущая деятельность смещается с учебной на интимно-личностное общение.

Стрессы у подростков связаны со множеством фактором, в том числе и с учебой. У учащихся колледжа добавляются также страхи сдачи диплома, взрослой жизни, дальнейшего самоопределения и т. д.

Реакции на стресс у подростков могут быть схожи с реакциями взрослых, но могут и отличаться.

Чем младше личность, тем больше будет стрессовых факторов, а значит, подростки гораздо больше подвержены стрессам.

Если подростки не научатся преодолевать стрессовые ситуации, не сформируют достаточный уровень стрессоустойчивости, то в дальнейшем у них будет много трудностей. Может ухудшиться здоровье, появятся вредные аддикции и многое другое.

Литература:

  1. Медведева, Н. И. Психологические защитные механизмы безопасности личности в современных стрессогенных условиях / Н. И. Медведева // Международный журнал экспериментального образования. — 2015. — № 11 — С. 696–697.
  2. Мельников, В. И. Экзаменационный стресс студентов и основные методы его оптимизации / В. И. Мельников // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. — № 1. — 2012. — С. 45–60.
  3. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник для бакалавров / Л. Ф. Обухова. — М.: Юрайт, 2014. — 460 с. ISBN 978–5-9916–3166–2
  4. Церковский, А. Л. Современные взгляды на проблему стрессоустойчивости / А. Л. Церковский // Вестник Витебского государственного медицинского университета. — 2011. — Т. 10. — № 1. — С. 6–19.
  5. Черникова, Е. Г. К вопросу о формировании здорового жизненного стиля у подростков / Е. Г. Черникова // Вестник Челябинского государственного университета. — 2014. — № 4. — С. 169–172.
  6. Чикер В. А., Сольц Е. В., Жезмер Н. М.,Джос П. Стресс и особенности его преодоления российскими подростками // http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=2733 (дата обращения:16.12.2015)

Основные термины(генерируются автоматически): подростковый возраст, подросток, стресс, взрослая жизнь, стрессовая устойчивость, социальная ситуация развития, Бостонский тест, отношение, ведущая деятельность, стрессовое состояние.

Источник: https://moluch.ru/archive/113/29104/

VDoktors.Ru
Добавить комментарий