Детские стрессыприводят к болезням в зрелом возрасте

Какие бывают болезни от стресса

Детские стрессыприводят к болезням в зрелом возрасте

Стресс оказывает негативное влияние на человека на физическом и эмоциональном уровне. Причём это воздействие намного хуже, чем люди привыкли думать. Недаром в народе говорится, что все болезни от стресса, и это не преувеличение. Учеными доказано, что 75-90 % заболеваний вызвано именно нервным перенапряжением.

Почему стресс вызывает болезни

Иногда незаметно, что человек внутри переживает бурные эмоции, которые вызываются постоянным напряжением. В результате в крови появляется переизбыток адреналина, он поднимает давление, сердце бьётся чаще. Избыточный стресс может выражаться по-разному – от небольшого постоянного недомогания до развития серьёзных заболеваний.

Болезни желудка и кишки от стресса

Симптоматика стресса велика, и обычному человеку сложно связать эти признаки с его тлетворным влиянием. Тем не менее непривычные и несвойственные человеку эмоциональные реакции, повышенный аппетит или его потеря, влечение к алкоголю и курению, бесконтрольный приём лекарств говорят о том, что человека преследует стресс.

Интересно – Эмоциональный стресс и снятие напряжения

Переизбыток адреналина влияет и на состояние кровеносной системы, повышается давление и свёртываемость крови. Длительное воздействие напряжения повышает риск инфаркта и инсульта. При стрессе повышается уровень «плохого» холестерина в крови.

Механизм стресса воздействует на работу пищеварительной системы, замедляя её. Организм большее количество крови направляет к мозгу и в мышцы, пищеварение нарушается, появляются тошнота, диарея. Как результат – питательные вещества всасываются медленнее, пища усваивается плохо, что ещё больше усугубляет ситуацию.

Стресс при заболевании эндометриоз

Из-за нарушения пищеварения страдает кожа, кровь поступает к поверхности хаотично, что приводит к повышенной сухости кожи, покраснению, шелушению. Кожные заболевания как реакция на стресс – наиболее часто встречающаяся проблема. На состоянии кожи также негативно сказывается повышенное содержание тестостерона.

Этот гормон во время стресса вырабатывается в большом количестве, вызывая усиленную работу сальных желез. Поры забиваются, кожа от этого портится, появляются прыщи. А гормон стресса кортизол влияет на состояние мышечной массы, вызывая слабость, разрушение белковых соединений, происходит снижение веса.

Во время стресса в организме снижается уровень Т-лимфоцитов в крови, которые отвечают за защиту организма от инфекций. А сочетание высокого уровня кортизола и адреналина отрицательно сказывается на состоянии нервной системы человека, вызывая ее истощение.

Различные болезни от стресса

Стресс зависимые заболевания можно условно подразделить на несколько групп, в зависимости от того, на какую область производится воздействие. Наглядно это можно увидеть в таблице.

НарушенияЗаболевания, вызванные нарушениями
Сердце и сосудыПовышается сердечный ритм, давление
Инсульт, инфаркт
Дыхательная системаНарушение дыхания, развитие астмы. Риск появления проблем с легкими у новорождённых и детей, чьи родители перенесли хронические стресс
Кожные заболеванияПсориаз, экземы, акне, повышенное шелушение и сухость
ПищеварениеТошнота, спазмы в желудке, рвота, вздутие и диарея, запор, синдром раздражённого кишечника, язвенная болезнь
Иммунная системаСнижение иммунитета приводит к распространению инфекций и вирусов, повышается риск сильных воспалений
Психологические проблемыРазвитие депрессии, повышенная тревожность
Проблемы со сном
Вес и мышцыВредные пищевые привычки, переедание приводят к ожирению и развитию диабета 2 типа. Накапливается висцеральный жир на животе, от которого сложнее всего избавиться

Болит горло от стресса

Многих интересует вопрос, может ли болеть горло от стресса. Оказывается, есть такое заболевание – невроз глотки, которое вызвано нарушениями нервной системы человека, и спровоцировано стрессом. Это состояние имеет несколько форм, каждая из них выражается в определённых симптомах. От формы болезни и причин её появления зависит методика лечения.

Отдельно стоит сказать про психосоматические заболевания как следствие стресса. Основной причиной развития проблемы является именно психологический стресс. Классические примеры вызванных им заболеваний: астма, гипертония, язвы ЖКТ, ревматоидный артрит и другие. Эти же факторы провоцируют возникновение и болезней, связанных с новообразованиями, в том числе злокачественными.

Недаром считается, что язвенные заболевания свидетельствуют о том, что в жизни человека имеются люди, которых он «не переваривает». Заболевания горла говорят, что индивидуум не может высказать прямо свои претензии, держа их при себе.

Сахарный диабет развивается не только вследствие неправильного питания, переедание – есть акт заедания внутри личностного конфликта. В результате возникает стабильная гипогликемия, ослабляющая секреторную деятельность поджелудочной железы, что приводит к появлению диабета.

Панические атаки – бич современной жизни

Симптомы ПА

Большое распространение в настоящее время получили внезапные приступы, имеющие необъяснимую природу. Они поражают человека, вызывая панический страх и тревожность. Это состояние называется паническая атака. Часто сопровождается оно фобиями и соматическими признаками.

Панические атаки вызываются постоянным стрессом и сложными условиями современной жизни. Поражают они людей определённого склада характера, которые всё принимают близко к сердцу, часто тревожатся, переживают. Часто признаки ПА схожи с симптомами иных заболеваний, поэтому человек путает их, считая, что его поразила какая-то серьёзная болезнь.

Стоит понимать, что паническая атака – это заболевание, которое следует лечить. Но многие люди ошибочно обращаются к другим врачам, и годы тратят на лечение несуществующих заболеваний. В этом заключается главная опасность ПА. Если это состояние настигает в спокойной обстановке неожиданно и без серьёзных причин, следует обратиться к профессионалу.

ПА в транспорте

Основными причинами, которые впоследствии вызывают развитие состояния повышенной тревожности, становятся:

  • Психоэмоциональное перенапряжение;
  • Наследственность;
  • Нарушения гормонального плана;
  • Склад характера.

В большинстве случаев ПА возникают именно после воздействия сильного стрессора, который приносил угрозу здоровью и жизни человека. Но имеются и другие факторы, приводящие к развитию заболевания:

  • Вредные привычки;
  • Длительные физические нагрузки, приводящие к упадку сил;
  • Бесконтрольное употребление лекарственных средств;
  • Заболевания сердца и сосудов.

Панические атаки сопровождаются неприятными ощущениями на физическом и психологическом уровнях. Человек испытывает озноб и тошноту, появляется ощущение нехватки воздуха, грудь как будто схватывает железное кольцо, пульс учащается. Вместе с этим появляется страх потерять сознание и умереть, возможны истерика и судороги, путаница в мыслях и нарушение координации движения.

Паника стресс замкнутый круг

Приступы часто бывают в общественных местах, где собирается много народу.

Поэтому люди, страдающие от этого заболевания, стараются ограничить посещение таких мест, они замыкаются в себе, появляется двуликий страх – оставаться одному и выйти из дома.

Длительность и симптоматика протекания ПА различны, как и сроки их возникновения. У разных людей приступы длятся 5-30 минут, появляются раз — два в месяц или каждый день.

Повторяющееся состояние и заставляет человека думать, что у него серьёзные проблемы со здоровьем. Симптомы могут показывать расстройство работы щитовидки, сердца, ЦНС, ЖКТ.

Проверка и лечение у других специалистов не даёт результата, от чего развивается ипохондрия, а это ещё больше провоцирует приступы ПА.

Получается замкнутый круг, с этой проблемой обязательно стоит показаться психотерапевту.

Профилактика – советы и рекомендации

Снижению уровня стресса способствуют определённые методики, которые известны во всем мире. Главное, устранить все возможные факторы, которые могут вызвать напряжение. В современном мире это сделать практически невозможно, поэтому следует учиться справляться со стрессом самостоятельно и поддерживать себя. В этом помогут следующие советы и рекомендации. Их нужно придерживаться постоянно.

  1. Правильное питание, сбалансированное. Это, в первую очередь, отказ от вредной пищи. Доказана прямая связь между нездоровым питанием и стрессом. В рационе обязательно должны быть овощи, фрукты, рыба и морепродукты, орехи.
  2. Физическая активность. Даже небольшая нагрузка помогает победить стресс и депрессию, в результате тренировок поднимается настроение. В день достаточно всего 20 минут бега или 45 минут ходьбы, чтобы защитить себя от стресса и повысить иммунитет.
  3. Расслабление. У каждого найдется свой любимый способ расслабиться, избавиться от напряжения. Можно встретиться с друзьями, выехать на природу, заняться любимым делом, хобби, послушать музыку.

И самое главное, позитивный настрой! Когда человек чувствует, что его настигает стресс, обязательно стоит начинать управлять настроением и эмоциями. Для этого необходимо изучать новые методики и использовать уже знакомые. Не следует оставлять всё, как есть, пока хронический стресс не нанёс сильный удар по организму.

Источник: https://stressamnet.ru/posle-stressa/bolezni-ot-stressa/

Детские стрессыприводят к болезням в зрелом возрасте – Сайт о грыжах и их лечении

Детские стрессыприводят к болезням в зрелом возрасте

Стресс оказывает негативное влияние на человека на физическом и эмоциональном уровне. Причём это воздействие намного хуже, чем люди привыкли думать. Недаром в народе говорится, что все болезни от стресса, и это не преувеличение. Учеными доказано, что 75-90 % заболеваний вызвано именно нервным перенапряжением.

Стресс, пережитый в раннем детстве, оказывает устойчивое воздействие на головной мозг

Стресс влияет на всех людей без исключения — как на детей, так и на взрослых. Чтобы понять, насколько губителен стресс для головного мозга человека, ученые постоянно проводят исследования с участием людей разных возрастных групп.

Если уже сейчас достаточно хорошо известно, что влияние стресса на мозг взрослого человека разрушительно, тогда возникает закономерный вопрос, насколько разрушителен стресс для развивающегося мозга ребенка?

Дать ответ на этот вопрос пытаются многие ученые, но выводы, которые они делают по результатам своих исследований, не слишком оптимистичные.

Практически все исследователи утверждают, что стресс, пережитый ребенком в детстве, оказывает негативное влияние на всю его дальнейшую жизнь, так как в развивающемся головном мозге малыша на фоне постоянного негативного стресса происходят необратимые нарушения.

Негативные последствия стресса

Несколько лет назад группа исследователей из Института неврологии при Университете штата Джорджия (Georgia State University Neuroscience Institute) обнаружила, что стресс, который испытывает ребенок в раннем детстве из-за боли, приводит к необратимым изменениям в головном мозге ребенка в тех нейронных сетях, которые несут ответственность за регулирование ответа на стресс. Ученые отмечают, что это навсегда изменяет реакцию ребенка на беспокойство, стресс и боль.

Еще одно исследование, проведенное в Университете Джонса Хопкинса (Johns Hopkins University), позволило ученым утверждать, что дети, остро реагирующие на стресс, могут подвергаться более высокому риску пострадать от избыточного веса или даже от ожирения, чем дети с благополучным жизненным опытом.

Пару лет назад исследователи из Университета Висконсин-Мэдисон (University of Wisconsin-Madison) нашли доказательства того, насколько негативным может быть влияние стресса на развитие головного мозга ребенка.

Ученые пришли к выводу, что стресс, пережитый детьми на ранних этапах жизни, приводит к возникновению проблем с некоторыми видами познавательных процессов, происходящих в мозге.

Например, у детей, переживших интенсивный продолжительный стресс, намного хуже пространственная рабочая память, а также возникают проблемы с кратковременной памятью.

Чтобы детальнее изучить все негативные последствия воздействия длительного стресса на детей, ученые из Университета Висконсин-Мэдисон недавно провели еще одно исследование, которое подтвердило полученные ранее результаты и еще раз показало, что стресс на самом деле приводит к изменениям в головном мозге ребенка.

Стресс ухудшает память и способность к обучению

Стресс может оказывать значительное влияние на развитие детей. Как известно, небольшой стресс служит платформой для обучения, адаптации и развития способности преодолевать жизненные сложности.

Однако если из-за бедности, физического насилия и из-за отсутствия нормального ухода стрессовое состояние у ребенка становиться хроническим и, в буквальном смысле этого слова, токсическим, это может привести к долгосрочным негативным последствиям.

Интернет-издание ScienceDaily рассказывает о недавнем исследовании, проведенном учеными из Университета Висконсин-Мэдисон, которое показало, что некоторые виды стресса, пережитые детьми в начале жизни, могут изменить развития тех областей головного мозга ребенка, которые несут ответственность за обучение, память и обработку стресса и эмоций. На более поздних этапах жизни эти изменения могут быть связаны с негативным влиянием на поведение, здоровье, занятость и даже на выбор романтических партнеров.

Ведущий автор исследования доктор Джейми Хэнсон (Jamie Hanson) говорит, что это исследование, отчет о котором был опубликован в журнале «Биологическая психиатрия» (Biological Psychiatry), может иметь большое значение для руководителей государств, экономистов и эпидемиологов.

Один из руководителей исследования, профессор психологии в Университете Висконсин-Мэдисон Сет Поллак (Seth Pollak), говорит, что на самом деле ученые до сих пор не понимали, почему вещи, которые случаются с людьми в возрасте двух, трех, четырех лет, путешествуют с нами всю жизнь и оказывают на нас столь долгосрочное воздействие.

Источник: https://medlbt.ru/simptomy/detskie-stressyprivodyat-k-boleznyam-v-zrelom-vozraste.html

Как длительный стресс в детстве влияет на депрессию в зрелости

Детские стрессыприводят к болезням в зрелом возрасте

Экология сознания: Жизнь. Мозг в раннем возрасте обладает большой уязвимостью. Даже у мышей влияние стрессовых факторов в ранний подростковый период, как видно, порой является необратимым, последствия этого фиксируют нейробиологи в своих исследованиях.

Все мы родом из детства

В последние годы нейробиологи, изучающие поведение, обсуждают результаты и значение большого числа независимых экспериментов, где исследуется влияние, которое оказывает на поведение испытываемый длительный стресс в детстве, может ли он оказаться причиной тревоги и депрессии у тех же особей по достижению зрелого возраста.

У подвергнувшихся стрессу мышей зафиксировано снижение роста новых нервных (нейроногенеза) клеток в особом отделе мозга (субгранулярной зоне зубчатой извилины гиппокампа). 

Эти опыты обычно проводятся на грызунах. В них прослеживается определенная связь между ранним стрессом и нарушением функций в нейроэндокринной системе, в частности в так называемой ГГН оси (гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая система), которая управляет нейроэндокринной системой и гормонами стресса, включая кортикотропин и глюкокортикоиды.

Доказательства, полученные на данный момент, вполне ясные.

Изучение стресса у грызунов выявило  врожденную способность к быстрому восстановлению после воздействия стрессовых факторов в раннем возрасте более сильную у одних и менее выраженную или порой полностью отсутствующую у других.

Некоторые подопытные, подвергнувшиеся воздействию стресса в раннем возрасте, не имели в последующем каких-либо очевидных отклонений в поведении. Они не продемонстрировали ни тревоги, ни депрессии. У других был вызван классический патологический ответ на стресс.

В марте 2014 команда ученых, возглавляемая профессором G. Enikolopov (Cold Spring Harbor Laboratory) в журнале PLOS One опубликовала результаты своих экспериментов по оценке воздействия социально обусловленного стресса на молодых мышей непосредственно в период воздействия и позже в течение жизни.

Используя целый ряд различных стресс тестов, средств оценки и качественного измерения воздействия стресса, исследователи подтверждают, что “неприязненное, недружелюбное окружение в юный подростковый период нарушает психоэмоциональный статус и социально обусловленное поведение во взрослом возрасте”.

Если даже при всей бедности спектра социальной коммуникации у лабораторных мышей удалось обнаружить явные признаки нарушения психоэмоционального статуса и отклонений в поведении, то можно представить насколько они могут оказаться более глубокими и яркими у человека, где аспекты поведения и характер мотиваций отличается на порядок. 

Тесты у лабораторных мышей начинались с 1-месячного возраста, что эквивалентно подростковому периоду у человека. Каждую помещали в клетку на две недели вместе с агрессивными взрослыми особями.

Подопытные животные были отделены прозрачной перфорированной перегородкой, но ежедневно подвергались коротким атакам со стороны взрослых мышей.

Такой вид активного воздействия на молодых мышей вызывает то, что нейробиологи называют социально обусловленный стресс (угнетение и подавление в структуре животной иерархии). Затем этих мышей изучали с помощью целого ряда поведенческих тестов.

«Эти тесты позволяли достоверно оценить у таких мышей уровень тревоги, депрессии, способности к социальной адаптации и коммуникативным навыкам с незнакомыми особями», объяснил G. Enikolopov.

Они продемонстрировали, что длительное воздействие социально обусловленного стресса вызывает у таких мышей высокий уровень тревоги, беспомощность, снижение социальной активности и способности к коммуникации с другими молодыми особями.

У подвергнувшихся стрессу мышей также было зафиксировано угнетение роста новых нервных клеток (нейрогенез). Образование новых нейронов снижается в особом отделе мозга, в так называемой субгранулярной зоне зубчатой извилины гиппокампа (gyrus dentatus лат.

). Нарушения в этой области широко известны при депрессиях.

Гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая система у мыши. Мозг и гиппокамп, где осуществляется образование новых нервных клеток (нейрогенез). Сигнал о стрессе проходит из гипоталамуса в гипофиз и далее в надпочечники, которые выбрасывают в кровь гормоны стресса (кортизол, адреналин).

GR рецепторы нейронов гиппокампа реагируют на избыток гормонов стресса и по принципу обратной связи посылают обратный сигнал в гипоталамус, чтобы подавить стрессовый ответ. Стрессоустойчивость в том числе зависит от зрелости нейронов гиппокампа и количества GR рецепторов.

Нейроны гиппокампа также хранят память о пережитом опыте. 

Часть подвергнувшихся стрессу молодых мышей была помещена в благоприятное и доброжелательное к ним окружение. Они находились в нем по достижению зрелого возраста. После такого периода «отдыха» их также исследовали, используя известный набор средств и тестов аналогично первой группе.

В этой второй, теперь уже взрослой группе мышей большинство аспектов поведения пострадавших от социально обусловленного стресса вернулось к норме.

Нейрогенез в гиппокампе также восстановился до уровня, наблюдаемого у контрольной группы здоровых мышей.

«Это демонстрирует, что молодые мыши, подвергнувшиеся агрессии со стороны взрослых особей, способны к восстановлению как на морфологическом уровне биологии нервной системы, так в целом и аспектов поведения», говорит Grigori Enikolopov.

Тем не менее, стоит отметить, среди этой второй группы мышей команда исследователей заметила два латентных последствия воздействия стресса, проявляющихся в поведении.

По достижении взрослого возраста они демонстрировали несколько более высокий уровень тревоги и у них наблюдалось более агрессивное поведение при коммуникации с другими особями.

“Воздействие враждебного окружения в юном возрасте имеет глубокие последствия, проявляющиеся на психоэмоциональном уровне и способности к коммуникации с другими особями”, обратил внимание профессор Grigori Enikolopov.

@ Peter Tarr
 

PS. Исследование было проведено группой наших ученых: Ирина Коваленко, Анна Галямина, Дмитрий Смагин, Татьяна Мичурина и Наталья Кудрявцева.

В обзоре не упоминался еще один факт, отмеченный в последнем абзаце статьи раздела Discussion. Помимо угнетения образования новых нейронов, наблюдались нарушения в экспрессии генов (ДНК/РНК опосредованный синтез белков, который не может не отражаться на множестве функций клеток). 

Тут стоит пояснить, некоторые из этих нарушений оказывают долгосрочные эффекты на весь организм — метилирование ДНК, ацетилирование гистонов и реструктуризации нити хроматина, осуществляют т.н. эпигенетическая трансформация.

Мало того, эти трансформации наследуются потомством и не в одном поколении, находя свое отражение в нарушении поведения и функций различных органов и систем.

 Имеются данные, что подобные эпигенетические изменения также вовлечены в половое дифференцирование мозга и в последующем влияют на половую самоидентификацию в период пубертата (вероятно тема отдельных статей).

 Есть факты, подтверждающие, что эпигенетическая трансформация имеет место в регуляции деятельности иммунной системы, и как следствие может утрачиваться устойчивость к различным заболеваниям. Вполне вероятно, подобные изменения находят свое отражение и на морфогенезе других структур мозга (откуда тогда взяться строительному материалу для эффективной мысли в случае с человеком, если банально для нее не хватает морфологического субстрата?).

Мозг в раннем возрасте обладает большой уязвимостью. Даже у мышей влияние стрессовых факторов в ранний подростковый период, как видно, порой является необратимым, последствия этого фиксируют нейробиологи в своих исследованиях.

В свете подобных научных работ фраза «все мы родом из детства» наверно обретает дополнительный смысл и заставляет внимательней оценить характер и возможные стрессовые факторы для тех, кто сегодня находится в наиболее уязвимом возрасте.

Ведь спектр поведения и чувствительность к различным факторам социальной среды у человека намного шире, чем у лабораторных мышей и то, что для одних не будет вообще иметь никакого значения, другими будет восприниматься как запредельный вызов, вгоняющий в длительный стресс возможно даже с необратимыми последствиями. опубликовано econet.ru 

Дмитрий Кран

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/articles/172189-kak-dlitelnyy-stress-v-detstve-vliyaet-na-depressiyu-v-zrelosti

Как стресс влияет на сердце: у молодых людей, в зрелом и пожилом возрасте

Детские стрессыприводят к болезням в зрелом возрасте

Стресс (адаптационный синдром) – комплекс защитных приспособительных реакций, направленных на обеспечение нормальной работы всех систем и органов организма человека в ответ на чрезмерное психическое или физическое воздействие.

Наши эмоции – положительные или отрицательные являются сильными мобилизирующими факторами – сигналами для центральной и вегетативной нервной систем организма как ответной реакции на стресс.

К стрессовым  факторам относятся:

  • повышенные физические нагрузки;
  • психотравмирующие ситуации;
  • эмоциональное напряжение;
  • голод;
  • понижение или повышение температуры окружающей среды;
  • обездвиживание;
  • жажда.

Также имеют значение и другие, положительные и отрицательные агенты, вызывающие развитие эвстресса или дистресса.

Виды стресса

Положительный стресс – эвстресс, мобилизует организм, сочетаясь с желательными эффектами – повышенной физической выносливостью и работоспособностью, эмоциональным подъемом и положительным влиянием на состояние всех систем организма – повышением иммунитета, активацией работы сердца и обмена веществ и стабилизацией психоэмоционального состояния человека, вызывая положительную «стрессорную реакцию».

При дистрессе (отрицательном стрессе) происходит негативное влияние на жизнедеятельность и последующие отрицательные реакции внутри организма, вплоть полной дезорганизации его органов и систем.

Реакция организма на стресс

Стрессовые факторы, которые присутствуют в нашей жизни, отрицательно влияют на наше здоровье, но умение человека справляться со всеми этими сложными степенями напряжения, увеличение устойчивости организма к воздействию отрицательных эмоций, опасных для здоровья – это путь к соматическому здоровью. Попадая в стрессовую ситуацию человек – становиться сильнее или ломается, что ведет к формированию сердечно-сосудистых заболеваний.

При возникновении стрессовой ситуации происходит активация гипоталамуса и в результате этого надпочечники вырабатывают адреналин, который способствует расширению сосудов сердца, головного мозга и легких, а также приводит к сужению сосудов внутренних органов и кожи в связи, с чем происходит перераспределение основного объема крови, направленное на борьбу организма со стрессорными факторами. При этом значительно усиливается сократительная способность сердца, усиливается энергообеспечение и питание всех органов организма (сердца, мышц и головного мозга), повышается артериальное давление, а также создаются оптимальные условия для протекания биохимических реакций в тканях и мобилизация источников энергии из жировых депо.

Этими реакциями обусловлена невероятная работоспособность и эмоциональный подъем в стрессовых ситуациях – организм мобилизуется для того, чтобы справиться с чрезмерной физической или психической нагрузкой.

Влияние стресса на сердечно-сосудистую систему

Для здорового организма – это не является невыполнимой задачей, но если стрессовые факторы длительно воздействуют на человека или отмечается предрасположенность к возникновению заболеваний сердечно-сосудистой системы – стресс может вызвать развитие заболеваний сердца или сосудов, а также усугубление или осложненное течение возникших ранее патологий.

Для молодого и здорового организма неблагоприятно длительное воздействие стрессовых факторов.

При этом сердце не может справляться с нагрузкой, и все его компенсаторные способности ослабляются и отмечаются следующие реакции:

  • повышение артериального давления;
  • активное поглощенное кислорода из тканей;
  • спазм сосудов внутренних органов;
  • перераспределение объема крови.

Все это и приводит к повышенной нагрузке на сердце и сосуды, а в дальнейшем к развитию и прогрессированию сердечно-сосудистых заболеваний.

Наиболее часто хронический стресс у молодых людей приводит к развитию:

  • гипертонической и ишемической болезни сердца;
  • кардионеврозам;
  • аритмиям и инфаркту миокарда;
  • синдрому хронической усталости.

Это особенно это опасно, если есть наследственная предрасположенность или наличие фоновых заболеваний – вегето-сосудистой или нейроциркуляторной дистонии, эмоциональной нестабильности, неврастении, нарушенном обмена веществ или гормональном дисбалансе.

В зрелом и пожилом возрасте отрицательное влияние стрессовых факторов на сердечно-сосудистую систему обусловлено усугублением (прогрессированием) или осложненным течением заболеваний сердца и сосудов и переходом в более тяжелый функциональный класс или наслоением других патологических состояний.

Это часто приводит к возникновению инфарктов и инсультов на фоне острого стресса, формированию тромбов (в связи с тем, что гормоны, которые выделяются при стрессе – адреналин и кортизол повышают свертываемость крови).

Часто возникают:

  • тяжелые гипертонические кризы;
  • аритмии;
  • ишемическая болезнь сердца;
  • формирование хронической сердечной недостаточности при длительном хроническом стрессе.

Сердце не может справляться с нагрузками, что приводит к возникновению тяжелых необратимых последствий, если не прекратить воздействие стрессорных агентов, ведь даже положительные эмоции у людей с больным сердцем могут вызвать негативные последствия. Поэтому нужно бережно относиться к здоровью близких людей, дарить им тепло и заботу и оберегать от переживаний и чрезмерных физических нагрузок.

Сильный стресс почти всегда связан с отрицательными эмоциями и воспоминаниями. Поэтому даже безобидные образы, запахи и звуки из обыденной жизни, не связанные с травмирующей ситуацией, заставляют нас переживать отрицательные чувства  активированные стрессом, что приводит к постоянному негативному действию повреждающих агентов на сердце.

Здоровое питание, закаливание, положительные эмоции и умеренная физическая активность на свежем воздухе – это путь к здоровью сердца и повышение устойчивости сердечно-сосудистой системы к повреждающему воздействию стрессовых ситуаций и основа для преодоления  стресса.

Источник: https://www.malyshzdorov.ru/kak-stress-vliyaet-na-serdtse-u-molodyih-lyudey-v-zrelom-i-pozhilom-vozraste/

Психологическая травма детства: чем опасны стрессы в юном возрасте

Детские стрессыприводят к болезням в зрелом возрасте

Большинство современников, страдающих от депрессий, навязчивых страхов и комплексов, склонно искать причины своего аномального состояния в воздействии негативных факторов окружающей среды. Взрослые особы зачастую даже не подозревают, что истинные виновники сегодняшних проблем – детские психологические травмы.

Действительно, большинство событий юных лет со временем утратили свою актуальность, кризы и трудности потеряли злободневность, а перенесенные в детстве стрессы довольно смутно представлены в памяти.

Однако не воспринимаемые на сознательном уровне следствия детских психотравм довольно прочно укоренились в сфере подсознания, создав специфическую «жизненную программу» личности.

На вопрос о том, что может стать причиной психологических травм подростков и детей, нельзя ответить объективно и однозначно, поскольку интерпретация и значимость любого события для человека имеет сугубо индивидуальные критерии.

Однако можно утверждать, что неокрепшая психика маленькой личности значительно больше подвержена негативному действию окружающей среды.

То, что зрелый человек будет считать незначительным и преодолимым препятствием, для ребенка станет громадной катастрофой.

Единственным объективным критерием для оценки неблагоприятных обстоятельств, возникших в жизни малыша, может быть сочетание факторов: значимость события для ребенка и сила эмоциональной реакции в ответ на это явление.

Психологическая травма детства – это психотравмирующее событие, которое ребенок интерпретирует как жизненно важное. Это те явления, по поводу чего он сильно и длительно переживает.

Те обстоятельства, которые лишают душевного спокойствия, психического равновесия и требуют кардинальных изменений в мышлении и поведении.

Исследования, проводимые психологами среди детской и подростковой аудитории, позволяют утверждать, самыми труднопереносимыми событиями для маленькой личности являются:

  • моральное, физическое, сексуальное насилие;
  • смерть близкого родственника;
  • собственная болезнь или заболевание родителей;
  • развод родителей, уход одного из взрослых из семьи;
  • неожиданное нарушение взаимоотношений в семье;
  • внезапное отчуждение родителя от ребенка;
  • предательство, обман, несправедливость со стороны родственников, авторитетных взрослых и друзей;
  • разочарование, неудовлетворенность от несбывшихся надежд;
  • воспитание аморальными взрослыми;
  • взросление в асоциальной атмосфере, как в семье, так и в коллективе;
  • гиперопека либо недостаток родительского внимания;
  • «колебательная» стратегия воспитания ребенка, отсутствие единого подхода у родителей касательно требований к малышу;
  • ссора с близким другом по его инициативе;
  • ситуация, когда ребенок ощущает себя изгоем общества;
  • конфликт в учебном коллективе;
  • несправедливое отношение, давление со стороны авторитарных учителей;
  • непомерная загруженность ребенка учебной и внешкольной деятельностью.

Существует версия, что детская психотравма – частое следствие неверной стратегии воспитания ребенка. Результат существующих у взрослых неконструктивных жизненных стереотипов, которые передаются потомку «по наследству».

Согласно такой точке зрения, дети перенимают от родителей на подсознательном уровне сформированные директивы касательно правил жизни: как нужно жить, как верно себя вести, как следует реагировать в конкретных ситуациях.

Малыши неосознанно наследуют установленные родителями деструктивные «правила игры», причем в отягощенной форме.

Описано очень много таких негативных установок, которые создают почву для детских психотравм и отравляют жизнь человека в зрелом возрасте. Опишем некоторые из таких навязываемых родителями указаний.

Директива 1. «Лучше бы ты не появился на свет»

Родители неустанно сообщают потомку о том, сколько трудностей возникло после его рождения. Они приводят доказательства того, сколько сил забирает взросление отпрыска. Следует трактовка ребенка: «Мне лучше умереть, чтобы родители перестали страдать».

Директива 2. «Посмотри на других детей и стань похожим на них»

Взрослые постоянно указывают, насколько прекрасны, умны, способны другие дети, и какой бездарный и глупый их собственный ребенок. Это приводит к тому, что маленький человек начинает стесняться своей индивидуальности, старается слиться с безликой толпой, убегает от самого себя, надевая удобные для взрослых «маски».

Директива 3. «Ты уже взрослый, а ведешь себя, как ребенок»

Родители утверждают, что их потомку уже пора поумнеть, повзрослеть и отказаться от ребячества. Говорят, что он ведет себя очень глупо, как младенец, а ведь ему уже пора в школу. В итоге ребенок лишается самого прекрасного – детства с соответствующими возрасту желаниями, потребностями, играми.

Директива 4. «Для нас ты всегда будешь маленьким»

Такие родители очень боятся, что их кроха когда-то повзрослеет, будет вести самостоятельную жизнь. Они всяческие пресекают его попытки повзрослеть, затормаживая его на уровне развития дошкольника. В результате человек просто лишается способности самостоятельно мыслить и действовать.

Директива 5. «Перестань мечтать, а начти действовать»

Взрослые лишают малыша естественной необходимости – фантазировать, мечтать, строить планы. Это попросту убивает возможность на будущее рассматривать проблему с разных точек зрения. В итоге однобокого мышления человек совершает массу непоправимых глупостей.

Директива 6. «Прекрати ныть и стань хладнокровным»

Приказ: «Перестать выражать свои эмоции» аналогичный команде: «Перестань чувствовать». В итоге человек загоняет свои чувства и переживания вглубь подсознания, обретая впоследствии разнообразные проблемы с психикой.

Директива 7. «Нельзя никому доверять»

Родители приводят примеры, что все окружающие люди – обманщики, лжецы и мошенники. Человек с малых лет приучается к тому, что любые контакты чреваты фатальными последствиями. В итоге он замыкается в себе, ведь мир вокруг него – враждебный и опасный.

Чем опасны детские психологические травмы: последствия

Психологические травмы детства значительно замедляют процесс социализации человека. Ребенку становится сложно завести друзей, вступить в новые контакты, адаптироваться к условиям нового коллектива.

С детских лет формируется почва для развития навязчивых страхов, например: социофобии, при которой персона просто боится человеческого сообщества.

Травма, полученная в детстве, дает старт к разнообразным депрессивным расстройствам, при которых глобальное чувство собственной виновности разрушает всю жизнь человека.

Очень частое следствие стрессов, пережитых в юные годы, – обессивно-компульсивные расстройства, когда человеком овладевает какая-то алогичная навязчивая идея, и он предпринимает своеобразные «защитные» действия.

Неразрешенные проблемы детства приводят к формированию аддикций – анормальных пристрастий, в числе которых алкоголизм, наркомания, игромания, компьютерная зависимость. Психологические травмы детства находят отражение в зрелые годы в виде пищевых аномалий: компульсивного переедания или нервной анорексии.

Помимо вышесказанного, справедливо утверждение: все комплексы личности – результат пережитых травм в юном возрасте. Именно в детские годы происходит формирование определенных черт характера, которые при неблагоприятном стечении обстоятельств достигают размеров акцентуаций и принимают формы разнообразных расстройств личности.

Как помочь ребенку пережить травму: психологическая помощь

Самый главный совет всем родителям – обрести достойный уровень психологических и педагогических знаний, избрать верную стратегию воспитания потомка, лишенную деструктивных стереотипов.

Задача родителей – создать комфортную почву для развития и становления личности, оказывать всякое содействие в грамотном преодолении ребенком возникших трудностей.

Не игнорировать переживания малыша, а стать надежным попутчиком, которому ребенок без страха и сомнений сможет поведать свои тревоги. Не пускать на самотек ситуации, когда становятся очевидным изменения в поведении ребенка.

При малейших признаках развития психологической травмы следует посетить психолога, и совместными усилиями выработать адекватную программу, направленную на восстановление душевного равновесия у маленькой личности.

На сегодня разработано немало психотерапевтических мероприятий для детей, позволяющих развить у ребенка способность к полноценной жизни, устранить навязанные извне барьеры и покончить с деструктивными стереотипами мышления, заложенными социальным окружением.

ПОДПИШИСЬ НА ГРУППУ ВКонтакте посвященную тревожным расстройствам: фобии, страхи, навязчивые мысли, ВСД, невроз.

Также, читайте общую статью, посвященную психологической травме.

Источник: https://fobiya.info/psihologicheskaya-travma-detstva

VDoktors.Ru
Добавить комментарий