Американские ученые занялись заиканием

Независимый сайт о заикании

Американские ученые занялись заиканием

Заикание – очень спорная тема и подход к лечению заикания меняется в США с невероятной скоростью. Трудность лечения заикания состоит в том, что никто не выявил тот фактор, который является единственной и безусловной причиной заикания.

Существует множество подходов к коррекции заикания: от “традиционных” до методов, использующих йогу (Kaмaл Обиора Yoga Relaxation Therapy). Логопеды используют эти методы как в отдельности, так и в сочетании друг с другом.

Все методы традиционно делятся на две категории: коррекция заикания и метод улучшения плавности речи.

Методы коррекции заикания:

1) Релаксация – процедура систематического расслабления (Якобсон, 1938). Пациентов учат дифференцированно расслаблять разные группы мышц, включая те, которые обеспечивают функцию речи.

Другой способ – это внушение пациентам уверенности в том, что они могут говорить не заикаясь. Процедура проводится как в бодрствующем состоянии, так и под гипнозом. Третий способ – это использование приборов биологической обратной связи.

Пациентов обучают проверке уровня напряжения мышцы и умению расслаблять их, следя за показаниями приборов.

2) Легкий контакт согласных (Купер,1985). Пациентов учат произносить согласные звуки, которые, как они ожидают, будут для них трудны, с очень легким контактом органов артикуляции.

3) Чарльз Ван Райпер разработал три способа изменения проявления заикания: “отмена”, “растягивание” и “подготовка к ожидаемому блоку”. Автор также обратил особое внимание на страхи и волнения пациента, уклонения от трудных речевых ситуаций. Используя метод “отмены”, слово, которое вызывает заикание, следует повторить.

Этот способ помогает пациентам понять, что они могут научиться уменьшать количество запинок, не избегая их. После того, как пациенты ознакомятся с методом “отмены”, их учат методу “растягивания”. При запинке на слове, нужно закончить слово с относительно плавным, контролируемым растягиванием звуков.

Когда метод “растягивания” усвоен, используется метод “подготовки к ожидаемому блоку”. С помощью этого метода пациенты учатся расслабляться перед произнесением “трудных” слов.

Он рекомендует, чтобы органы артикуляции были в состоянии покоя, произносить первый звук, как движение, ведущее к следующему звуку, и начинать выдох с одновременным произнесением первого звука и не раньше.

Затем пациентам предлагают использовать эти методы в обратном порядке: перед произнесением “трудного” слова, они должны начать “подготовку к ожидаемому блоку”. Если это им не удается и появляется блокирование, они должны попробовать “растягивание”. Если и это не удается, они должны использовать “отмену”. В результате правильные речевые навыки закрепляются в разнообразных разговорных ситуациях.

4) Медленная, растянутая речь (Уатс, 1971) или замедление скорости с использованием устройства задержки акустической обратной связи (Голдаймонд, 1965).

5) Ритмичная речь с использованием метронома (Брейди, 1971). Метроном в этом случае носят как слуховой аппарат. Вариант этого метода – ритмичная речь по слогам без технических средств (Эндрю и Харис, 1964).

6) Речь с прослушиванием громкого маскирующего шума. Пациенты носят устройства, создающие маскирующий шум, которые похожи на слуховые аппараты. Некоторые снабжены выключателем, который пациенты могут использовать для включения шума, если они ожидают судорогу. Другие, такие как Edinburgh Masker (Ингэмб 1993), активируются голосом.

7) Улучшение функционирования ых связок. Швартс (1976) учил пациентов контролировать поток воздуха и начинать пассивный выдох до начала произнесения фразы. Вебстер (1980) учил пациентов контролировать начало произнесения фразы (изначально, используя устройство обратной связи) и делать это в очень мягкой форме.

8) Улучшение координации дыхания и речи.

9) Лекарственные методы и иглотерапия. Для уменьшения судорог использовались некоторые лекарства, такие как бетаникол, карбамазепин, кломипрамин, верапамил и халоперидол.

Их применение очень ограничено из-за их побочных эффектов, таких как сонливость и тошнота. Прозак, золофт, паксил, лювокс и селекса дали многообещающие результаты в лечении заикания.

Использование таких лекарств влияет на уровень допамина, и они могут помочь в уменьшении навязчивого контроля над речью при заикании

Примером программы, использующей метод коррекции заикания, является Программа Успешного Контроля над Заиканием в Вашингтоне.

Методы работы по увеличению плавности речи:

1) Метод подкрепления условных рефлексов, разработанный Скиннером и его последователями (Мартин, 1993). Примером является Программа Лидкомби (Lidcombe), успешно используемая для лечения маленьких детей. Она была разработана группой исследователей под руководством профессора Онслоу из Австралии.

Коррекция речи производится родителями в повседневной жизни ребенка. Коментируется как плавная речь ребенка (“Какая плавная речь!”), так и речь в момент заикания (“Ты можешь повторить эту фразу?”). Плавная речь коментируется в 5 раз чаще, чем речь с заиканием.

В начале лечения речь ребенка коментируется раз в день в процессе 10-минутного диалога, позднее – в течении дня в различных ситуациях. Наряду с умением давать эффективные коментарии, родители учатся измерять степень тяжести заикания ребенка по шкале от 1 до 10 (1 – отсутствие заикания, 10 – заикание в тяжелой форме) на ежедневной основе.

При каждом визите в клинику логопед и родитель сравнивают результаты прошлой недели, чтобы понять, какой эффект лечение имеет вне клиники. Программа Лидкомби осуществляется в две ступени.

На первой ступени родитель проводит коррецию каждый день и один раз в неделю родитель и ребенок посещают логопеда до тех пор, пока заикание либо исчезнет, либо достигнет очень низкого уровня (1-2 по шкале тяжести заикания). Цель второй ступени – поддержание плавности речи в течение не менее одного года. Частота коментариев со стороны родителей и посещение клиники сокращается.

2) Систематическая работа над уменьшением порога чувствительности к заиканию (десенсибилизация). Десенсибилизация наступает, когда человек заикается открыто и без чувства стыда и неловкости. После релаксации пациента логопед создает многократные речевые ситуации, не вызывающие сильного волнения. (Вулп, 1958).

Когда пациент перестает реагировать на эти ситуации, создаются следующие, более эмоционально значимые. Этот процесс повторяется до тех пор, пока пациент не перестает тревожиться даже в самых трудных, приближенных к повседневной жизни ситуациях. Другим методом десенсибилизации является пародоксальное намерение.

Вместо того, чтобы стараться избежать заикания, пациентам предлагается заикаться как можно больше. Если это им удается в течение продолжительного времени, сокращается уровень тревожности при ожидании заикания.

Группа поддержки является отличным подспорьем для пациента вне занятий с логопедом так как пациент имеет возможность открыто говорить с другими людьми о своих проблемах.

3) “Эмоциональный поток” (взрывная терапия). Этот метод заставляет пациента представить себе очень неприятные ситуации. Идея состоит в том, что, если пациент испытывает подобные стрессы постоянно, это приводит к эмоциональному взрыву, после которого уровень тревоги сходит на нет (Стампфл и Левис, 1967).

Добровольное заикание может привести к такому же эффекту. Пациентам предлагают либо начать заикаться сильнее, чем обычно, или повторять начальные звуки слов (Ван Райпер, 1973). Целью является увеличение осознанного поведения во время судорог и желания больше не скрывать свое заикание.

Примером программ, использующих методы увеличения плавности речи, является Система Быстрой Речи Холлинза. В этой программе уделяется особое внимание моторным навыкам обучения и эмоциональным аспектам заикания с помощью FluencyNet (“Сеть Плавной речи”) – компьютерной системы контроля за речью в режиме реального времени.

Некоторые логопеды используют CAFET (компьютерную систему обучения плавной речи), разработанную в Вашингтоне.

4) Устройство, похожее на слуховой аппарат SpeechEasy (“легкая речь”) было создано в 2001 году Калиновским и его коллегами в штате Каролина. Оно производит сдвиг частот (FAF) до 2000 герц и задержку акустической обратной связи (DAF) до 128 Мс. DAF и FAF можно применять индивидуально или вместе для получения широкого уровня комбинированных эффектов.

Пользователи SpeechEasy, чье заикание характеризовалось слышимыми запинками речи, добились улучшения плавности речи на 80%. Этот эффект сохранился в течении начальных 4 месяцев наблюдения. Заикающиеся, в речи которых превалируют беззвучные судороги, демонстрируют хороший результат при использования устройства в сочетании с некоторым протягиваниям гласных.

Одним из примеров комплексного подхода к лечению заикания является Американский институт Заикания в Нью Йорке.

Он предлагает программы лечения школьников и дошкольников, интенсивный всесторонний курс лечения для взрослых, который включает в себя десенсибилизацию, управление речью и голосом, изменение отношения к недугу, перенесение навыка плавной речи в реальную жизнь и последующие микрокурсы (http://www.stutteringtreatment.org/index.html).

Другим примером является клиника Интенсивного Лечения Заикания с проживанием в Огайо, где взрослые и дети получают интенсивный курс лечения по 7 часов в день в течение 10-15 дней (http://www.bgsu.edu/departments/cdis/cdis_content/clinics/stutteringclinic.html).

Ричард Малард в Техасе руководит программой “Обучение Плавной Речи с Вовлечением Родителей” (http://www.health.swt.edu/CDIS/fluency.html).

Все программы декларируют приблизительно в 80% случаев уменьшенение заикания, но меньше 50% детей и взрослых могут поддерживать плавную речь постоянно. Стараясь воспроизвести полученные навыки речи, пациенты также стараются достичь более естественного качества звучания, что может привести к рецидиву.

“Поддержание” плавной речи в период после лечения может минимизировать или даже предотвратить рецедив. Это может включать в себя периодические визиты в клинику для проверки речи, участие в “освежающих” плавную речь программах (Боберг, 1981) или в группах самоподдержки для бывших пациентов.

Для детей это может быть курс подготовки родителей к “поддержанию” плавной речи (Швартс, 1994).

Библиография:1) Silverman, F.H. (1966). Stuttering and other fluency disorders, 2 ed., Allyn and Bacon, Needham Heights MA.

2) Stuart A., Xia S., Jiang T., Kalinowski J,. Rastatter M., (2003). The first self-contained in-the-ear device to deliver altered auditory feedback: Applications for stuttering. Annals of Biomedical Engineering, 31:233-237.

Марина Владимировна Белиловская, логопедЦентр для детей от рождения до 3-х лет “Ранний старт”, Нью Йорк.Адрес в США:550 Dongan Hills Ave.Staten Island, New York 10305

E-mail: MYBelilov@earthlink.net

Телефон: 718-667-3349

Источник: http://stuttering.ru/node/52

Заикание Краткий исторический обзор развития учения

Американские ученые занялись заиканием

Античность:РаботаГиппократа и Аристотеля.

Гиппократ– считал, что заикание возникает врезультате несоответствия междумышлением и речью, что является повышеннойвлажностью языка и мозга. Соответственнокоррекция больше на солнце, не купаться,не мыть голову.

Аристотель–видел суть заикания в невозможностибыстро соединять слоги в слова вследствии, неправильного соотношениячастей артикуляционного аппарата.Изописаний Плутархаизвестноо том, что удалось преодолетьзаикание Димосферу.

Лечениемили коррекцией заиканием в эту порузанимались врачи при помощи лекарственныхсредств, а педагоги (философы) при помощиупражнение. В целом вэту эпохулечениезаикания носило донаучный характер.

Средниевека.Считалосьс падением Римской империи с IVVвв.по XШ– XIVвв.Почти 1Т

Заиканиемне занимались, т.к. господство церкви илюбой заикающийся считался одержимымдьяволом. Коррекцияогнем и водой. Огнем – дьявол изгонялся, душа очищалась.Водой – если связанный тонул, то чистыйесли выплывал, то одержим дьяволом и огонь.

В этовремя на Востокевышелтруд Абу-Али (как Авиценна известногов Европе). Рассматривалось и анализировалосьс точки зрения заикание, со временантичности и предлагались лекарственныесредства для лечения заикания.Процветалознахарство различного рода.

Возрождение.ЗападнаяЕвропа 15-16вв. Центр Возрождения Италия.Рафаэль, Микель, Леонардо. Развиваетсяскульптура, зодчество, что в средниевека было утрачено.

В эпохуВозрождения повышается интерес кчеловеку вообще. Развитие естественныхнаук. Наиболее известная работаМеркулиалиса. Новыхточек зрения о заикании не было.Обосновывались, анализировались точкизрения, известные со времен античности.

17 –18 вв.Заиканиерассматривалось, как результатнесовершенства или нарушенияпериферического аппарата речи. Санториниутверждал: «чтоу заикающихся в твердом небе отверстие,из которого выделяется слизь ипросачивается попадая на язык, затрудняяего функционирование.»

Эрве-Де-Шегуап– воснове заикания неправильное соотношениедлинного языка и полости рта.

Вначале 19в.Появиласьидея, что заикание вызывается слабостьюречевых центров. Французский врач Вуазен1821г– указал, что в основе заикания нарушенияЦНС. Француз Делов 1829г назвал3факта, как следствие заикания:

  1. нарушение звукопроизношения

  2. органического нарушения поражения ого аппарата

  3. нарушение работы головного мозга

Всередине 19в.Произошлиреволюции во всех естественных науках,что отразилось на понимании заикания.1– ая точка зрения Заикание,как спастический координационный невроз(автор Адольф Кусмауль, Альберт Гуцман(сын)).

Ставилась связь с нарушениемречевой иннервации в, следствии чегорассматривалась нормативная координациядвижений в процессе речи. Они считали,чтов основе неврозалежат органическиенарушения деятельности г.м.

Считали, что

  1. первично нарушение речевых движение

  2. вторично различные переживания, которые появляются после осознания своего дефекта

(допавловское понимание невроза. Павловдоказал функциональное пониманиеневроза)

Видыневроза:

  1. неврастения

  2. психастения

  3. истерия

Невроз– группафункциональных, т.

Называемых пограничныхзаболеваний (неврастения, истерия,психастения), развивающихся в результатедлительного воздействия психотравмирующихфакторов, эмоционального или умственногоперенапряжения, нередко – под влияниеминфекций и др. заболеваний, и протекающихс осознанием больным факта своегозаболевания и без нарушений отраженияреального мира.

Кконцу 19в.2 – ая точка зрения отражалановое направление в изучении заиканияпсихологическое.Появилась теория по именам ее создателейГефнера– Фришица.Теория заикания рассматривается, какассоциативная афазия. Они считали, чтозатруднение в речи наступает в результатеболезненных ассоциаций.

1.первичноассоциация болезни, страхречи

2.вторично собственнозаикание, трудности двигательногоаппарата, т.е. возникшие страхи, опасениеприводят к нарушениям речи.

Фрешицсравнивалс процессом ходьбы, т.е. пока человекидет и не задумывается над тем, как идет,проблем нет. Стоит задуматься на этим,тут же возникают двигательные трудности.

Идеяпротивоположная Гуцману и Кусмаулю.

Венскаяшкола психоанализа.Фрейд.Австрия, Венгрия, Чехия.

Рассматривается,как подсознательное проявление различныхконфликтов с окружающей средой (авторАдлер и Шнейдер). Они утверждали, чтобольные заиканием

– содной стороны вызывают сочувствиеокружающих

– сдругой избежать соприкосновение сокружающими.

Источник: https://studfile.net/preview/5512003/page:63/

VDoktors.Ru
Добавить комментарий